XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

К истории польского литературного кабаре

Алина Алишеровна Губаева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринята попытка проследить жанровую эволюцию польского литературного кабаре от начала XX в. и до наших дней,  показать роль кабаре в истории польской культуры, а также  сформулировать определение жанра польского кабаре и смежных с ним видов литературно-музыкальных произведений (шопка, курдеш, шмонсес, застольная песня, кабаре-песня и др.).

Тезисы

Польское литературное кабаре — особое явление в польской популярной культуре, объединившее под собой различные традиции и вобравшее в себя черты различных видов искусства. Явление кабаре складывается из таких элементов как текст, музыкальное исполнение и песенное творчество, пантомима (жесты и мимика), театральных, кинематографических, художественных и нехудожественных элементов (журналистских, телевизионных, ситуаций повседневного общения). Несмотря на то, что польское литературное кабаре использует разные семиотические системы, наибольшее сходство оно обнаруживает с такими формами искусства как литература и театр.
Точкой отсчета истории кабаре считается 1881 г. — год открытия кабаре «Chat noir» в Париже, привлекшего внимание французской публики необычным сочетанием песенной и литературной программы. Первое польское кабаре — «Zielony Balonik» — открылось в 1904 г. в Кракове. Следом за ним были открыты кабаре «Figliki» (Краков, 1908) и «Momus» (Варшава, 1909). Межвоенная эпоха — это время становления польского кабаре как жанра. Самым знаменитым театром межвоенного периода был театр «Qui Pro Quo», объединивший великих театральных актёров и больших мастеров пера. Начиная с 40-х гг. деятельность кабаре пошла на спад, причиной этому была и начинавшаяся война, и усиление цензуры. Новую жизнь жанр обрел в 1950-е гг., когда необычайную популярность приобрели студенческие кабаре. В 1966 г. был впервые проведен ставший ежегодным театральный фестиваль молодежи FAMA (Festiwal Artystyczny Młodzieży Akademickiej), на котором регулярно показывались кабаре, а позже 1984 г. в Кракове появилась программа любительских кабаре PAK (Przegląd Kabaretów Amatorskich). Одними из ярчайших представителей стали коллективы из Зелёной Гуры «Potem», гданьский «Koń Polski» и краковская «Grupa Artystyczna Rafała Kmity».
Современное польское кабаре значительно отошло от своих первоначальных корней. Маленькие помещения кафе и ресторанов редко являются местом выступлений артистов. Современные кабаре-коллективы: «Kabaret Moralnego Niepokoju», «Ani Mru Mru», «Łowcy.B», «Paranienormalni», «Grupa MoCarta», «Neo-Nówki», «Limo» продолжают вековую традицию кабаре: в их выступлениях много музыкальных номеров, большое внимание уделено тексту, часто используются пародии и костюмы, пантомима. С другой стороны, жанр современного кабаре обогащается также и новыми формами, такими как «one man show» и «stand-up» — комедийный монолог с аудиторией, которую часто используют в своих выступлениях многие современные актёры, например, Цезарь Пазура.