XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

К вопросу об исполнении поэм Стесихора

Наталия Алексеевна Брыкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Вопрос о том, были ли произведения Стесихора предназначены для сольного или хорового исполнения, не решен. В поддержку теории, что они исполнялись хором, Э. Чингано (1993) выдвинул три аргумента. В докладе предпринята попытка показать, что его доводы не имеют доказательной силы.

Тезисы

Вопрос о том, для какого исполнения — сольного или хорового — предназначены поэмы Стесихора, до сих пор не решен за неимением достаточного материала. У приверженцев гипотезы о том, что Стесихор писал для хора, пользуется авторитетом статья Э. Чингано (E. Cingano, «Indizi di esecuzione corale in Stesicoro», in: Tradizione e innovazione nella cultura Greca da Omero all’etâ ellenistica, Roma 1993, 347–361), который выдвинул в ее защиту три тезиса. Мы попытаемся доказать, что аргументы Чингано несостоятельны.
1) Чингано утверждает, что применение Стесихором слов с корнем μέλπ-/μολπ- является доказательством того, что в исполнении его поэм участвовал хор. По его мнению, μέλπομαι всегда означает «петь и танцевать» и не может быть связано с сольным исполнением. Однако мы убедились, что это не так. Из 61 рассмотренного случая употребления интересующих нас слов в двадцати хор несомненно участвует в исполнении (при этом в восьми случаях без танца), и это неудивительно, если принять во внимание, что синкретизм музыки, поэзии и танца характерен для древнегреческой культуры. Но в одиннадцати пассажах речь идет о сольном пении. Таким образом, неверно утверждение, что употребление слов с корнем μέλπ-/μολπ- доказывает участие хора в представлении.
2) Чингано привлекает к дискуссии фрагмент из «Орестеи» Стесихора (fr. 173 F. = 212 P.). Прежде всего, он доказывает, что гапакс δαμώματα говорит о публичном исполнении поэмы — по всей вероятности, на каком-либо празднестве. С этим можно согласиться, однако отсюда не следует участие в представлении хора, поскольку кифареды-солисты также выступали публично на празднествах. Далее, причастие ἐξευρόντα<ς>, хотя исправление единственного числа на множественное нужно принимать, также не свидетельствует о хоровом исполнении «Орестеи», поскольку само значение глагола заставляет относить его именно к поэту, а не к исполнителям.
3) Одним из главных доказательств того, что Стесихор писал для хора, Чингано считает фрагмент Тимея (FGrHist 566 F32, 6–13 = Stesich.Tb5 Ercoles), где говорится, что участники посольства Дионисия после обеда пели «пеан(ы) Фриниха, Стесихора и Пиндара». Однако, во-первых, дошедший до нас текст нуждается в эмендации, и не исключено, что «пеаны» приписываются только последнему из упомянутых поэтов — Пиндару. Во-вторых, даже если допустить, что Стесихор писал пеаны для хора, отсюда не следует, что дошедшие до нас фрагменты пространных нарративных поэм восходят именно к пеанам. В-третьих, пение сотрапезников после обеда необязательно отражает аутентичное исполнение поэм Стесихора. Наконец, послы могли петь по очереди, а не хором. Таким образом, ни один из аргументов Чингано не заставляет отказаться от представления, что произведения Стесихора могли быть предназначены для сольного исполнения под кифару.