XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Художественные тексты и утилитарные сферы опыта: принципы систематизации полисемии лексемы ‘night’

Алена Игоревна Герус
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринимается попытка сопоставления данных лексикографических источников и контекстов употребления с целью уточнения структуры значения лексемы night. При анализе словарных статей, посвященных полисемии night, выявляется ряд методологических проблем, затрудняющих понимание структуры значения рассматриваемого слова, а следовательно, и механизмов функционирования его в контексте разных ситуативных моделей.

Тезисы

В докладе излагаются основные наблюдения, сделанные на основе дефиниционного и контекстологического анализа, а также предлагается возможная модель структуры значения лексемы night, позволяющая снять противоречия и решить проблемы, выявленные в словарных статьях. Результаты дефиниционного анализа позволяют сделать вывод о том, что лексикографические источники не дают четкого представления о природе значения слова night. Модели структуры значения рассматриваемой лексемы, предлагаемые в словарных статьях Lexico.com и Merriam-Webster Online, обнаруживают следующие проблемы: отсутствующие или неполные сведения о частеречной принадлежности и о статусе исчисляемости/неисчисляемости, несоответствие иллюстративных примеров предлагаемым дефинициям. Кроме того, особую проблему составляет принцип деления на лексико-семантические варианты и методология составления дефиниций, основывающаяся на теории референции. Именно это не позволяет словарным статьям отразить наиболее значимые компоненты значения, определяющие комплексное эмоциональное переживание, которое предсказуемо выявляется в целом ряде контекстов употребления лексемы night в художественных текстах.
Контекстологический анализ примеров из словарных статей, языкового корпуса COCA и различных интернет-источников дает возможность определить основное значение существительного night (a mysterious power in nature revealing itself when the sun sets; it is enchanting and frightening in its incomprehensible unfathomable beauty and otherworldly energy, subduing and overpowering humans), а также ряд производных лексико-семантических вариантов, которые отражают характер использования этого существительного в утилитарных сферах опыта (например, £185 per nighta fun night outone night a week). На основе результатов проведенного анализа предлагается модель полисемии night, разработанная с учетом выявленных закономерностей использования изучаемой лексемы, а также особенностей ее функционирования в языке, и делается вывод о значимости художественных жанров для выявления всей полноты семантического потенциала слова.