XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Кантата пастора Иоахима Грота «Gesaenge und Cantate bey der Einweihung der deutschen Katharinen-Kirche auf Wasiley Ostrow» как отражение российской библейской и поэтической традиции в лютеранской проповеди второй половины XVII в.

Эльвира Юрьевна Жейдс
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Кантата является одним из немногих сохранившихся памятников истории и литературы XVIII в. и стоит особняком в ряду прочих поэтических жанров, поскольку написана на освящение лютеранской церкви. Соответственно, включает в себя как библейские аллюзии, так и конфессиональные особенности, и представляет собой уникальное историческое свидетельство, отражающее политические и социальные процессы в Российской Империи того времени.
Кантата впервые переведена на русский язык и будет прочитана вновь спустя 249 лет. Ее исполняли лишь однажды, 26 января 1771 г.

Тезисы

Евангелическо-Лютеранская община Святой Екатерины обосновалась на Васильевском острове в собственном деревянном здании в 1728 г., а уже в 1771 г. было построено и освящено каменное здание, известное и поныне своими музыкальными и теологическими традициями. С 1764 г. в общину был призван пастор Иоахим Христиан Грот из Плёна, секретарь и домашний проповедник барона фон Корфа, капеллан Голштинского полка в Ораниенбауме и конфидент Петра III, друг Иммануила Канта, Леонарда Эйлера, многих ученых и профессоров Санкт-Петербургского университета, бывших прихожанами храма, органиста и изобретателя Франца Киршника и композитора-виртуоза Иоганна Готфрида Пальшау – автора музыки для кантаты. Исполнили кантату певчие Императорской придворной капеллы.
Пастор Грот был разносторонне одаренным и образованным человеком, ему благоволила императрица Екатерины II, в честь нее и ее небесной покровительницы и была освящена церковь 26 января 1771 г. Этот день стал важным событием в городе. Проповеди пастора Грота вызывали большой интерес у слушателей — на богослужения съезжались не только лютеране, а церковь всегда была полна. Поэты, ученые, музыканты и сочинители входили в круг общения пастора. И многие оказали влияние на его стихотворную деятельность. Грот стал автором 155 хоралов, множества стихов и рифмованных проповедей.
Его коллега из Петрикирхе пастор Антон Бюшинг подал пример исторического исследования, и пастор Грот стал автором двух важнейших серьезных научных трудов того времени — книги по истории лютеранства в Российской империи и трехтомника исследования, посвященного теме религиозной свободы. Он вошел в списки первых писателей и до настоящего времени является признанным специалистом и аутентичным достоверным источником. В произведение, которое было призвано стать жемчужиной торжественного богослужения и проповеднического искусства самого автора, пастор Грот вложил все свое умение и знания, поэтому оно стало образцом для своего времени. Его изучение удовлетворит как исторический интерес к эпохе, так и интерес к возможностям библейской интерпретации, богословской трактовки, а также позволит сделать лингвистическое исследование. Все вышеописанное станет предпосылкой для заключения об уникальности рационально-религиозного способа восприятия мира лютеранами века Просвещения в стране православной культуры, которую они ценили и понимали. Данное исследование будет интересно как историкам, литературоведам, так и библеистам и религиоведам, теологам и музыковедам, историкам театра, а также представителям смежных научных дисциплин.