XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

В поисках Алфавита Адама: из истории исследования акустических и артикуляторных характеристик гласных

Ульяна Евгеньевна Кочеткова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

История фонетических исследований, акустические и артикуляторные характеристики гласных, эпоха Научной революции, Алфавит Адама.

Тезисы

В настоящем исследовании рассматриваются описания акустических и артикуляторных характеристик гласных на одном из важнейших этапов развития научной мысли — в эпоху Научной революции. Одной из ключевых задач, волнующих виднейшие умы того времени, был поиск так называемого «Алфавита Адама» или «Алфавита Природы». Расшифровка древнееврейского алфавита, который считался священным, имела для ученых не меньшее значение, чем поиск философского камня, так как открывала путь к познанию истинного смысла библейских текстов. Данные религиозные и философские воззрения явились толчком к развитию фонетических исследований. Именно к этому времени относят первое в истории описание акустических характеристик гласных с помощью музыкальной нотации. Бурно развивается и артикуляторная фонетика, так как ученые, занятые исследованием артикуляторных возможностей человека и рассуждением об идеальных комбинациях артикуляций внутри фонетической системы восстанавливаемого ими языка, несмотря на целый ряд заблуждений, приходят к важным выводам. Полученные данные широко используются ими при обучении глухонемых. В настоящем исследовании прослеживается возможная взаимосвязь между философскими, религиозными и эстетическими взглядами XVI–XVII вв. и данными, полученными в ходе научных экспериментов этой и последующих эпох. Рассматривается и то, какое отражение нашли эти концепции в работах экспериментаторов, сыгравших важную роль в создании кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков. Отдельное внимание уделяется тем экспонатам коллекции кафедры, которые прямо или косвенно свидетельствуют об отголосках описанных идей в подходах к изучению гласных в самом конце XIX в.