XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Борьба генераций в эстетической концепции М. Евшана

Галина Мирославовна Лесная
Докладчик
доцент
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России

Ключевые слова, аннотация

М. Евшан, украинская литературная критика начала ХХ в.

Тезисы

В украинской культуре рубеж ХIХ–ХХ вв. прошел под знаком противостояния поколений, сущность которого наиболее ярко отразил несправедливо забытый и до сих пор малоисследованный литературный критик М. Евшан (1889–1919). Автор многочисленных статей о новых явлениях в украинской литературе (и поэтому чаще всего причисляемый к адептам модернизма), Евшан лозунг обновления сделал центральным в своей эстетической концепции искусства. Свои идеи критик отразил в серии работ на страницах журнала «Українська хата», давшего название целому направлению писателей, группировавшихся вокруг издания. Для украинской литературы нового времени такое противостояние «старых» и «молодых» было первым и поэтому обладало своими отличительными чертами. Новое искусство, позиционирующее себя в качестве новой художественной системы, которая противостояла предыдущему развитию культуры, не смогло полностью оторваться от своих предшественников. Первые ростки обновления, характерные для модернизма, критик увидел в произведениях старшего поколения писателей. Развивая идеи западноевропейской философии и культуры, Евшан поставил перед собой цель «пробить окно в Европу для украинской литературы». Наиболее последовательно эти идеи М. Евшан воплотил в своих работах «Проблемы творчества», «Борьба генераций и украинская литература», «Леся Украинка».