XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Западноевропейская живопись в философии искусства Александра Блока: герменевтика визуального образа

Светлана Дмитриевна Титаренко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Александр Блок, западноевропейская живопись, философия искусства, визуальность, неоготика, образ-символ, трансформация экфрасиса.

Тезисы

Доклад посвящен проблеме понимания визуального образа, созданного в результате рецепции западноевропейской живописи и представленного в философии искусства Александра Блока. Анализируются статьи поэта, материалы записных книжек и художественные тексты. Используются малоизученные материалы семейных альбомов Блока и книги из его личной библиотеки с пометами поэта. Объектом анализа являются наиболее значимые для Блока произведения живописи эпохи позднего Средневековья и Возрождения (Беато Анджелико, Джиованни Беллини, Леонардо да Винчи), а также искусство европейского символизма и модерна конца XIX — начала XX в. (А. Бёклин и др.), представляющие значимость для формирования неоготического канона в русском символизме. Применяются феноменолого-герменевтический и рецептивный методы, так как Блок создает теорию зрительного образа в поэзии как поэт-символист, отвергая рациональные способы классического экфрасиса и основываясь на субъективном опыте. Блок понимает теургическую функцию искусства как создание визуального образа, рождающегося в процессе рефлексии об искусстве. Показывается, что он стремится моделировать особую точку зрения как умения видеть и кодировать сокровенные представления. Визуальный образ предстает как иконический образ-отсылка, метафоризация отдельных элементов или трансформационная модель. Он становится способом эстетической коммуникации, ментальным или метафизическим понятием, символико-мифологическим кодом, используется в качестве архетипического, играет роль в создании словаря символов, в формировании блоковской мифологии и понятий философии искусства. Иногда поэтом создаются визуальные образы «фиктивного» неоготического экфрасиса — «пейзажа души», являющиеся следствием соединения зрительного восприятия, культурной памяти и воображения.