XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Литературный мир в наследии А. К. Лядова

Анна Сергеевна Казунина
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Лядов, рукописи, мемуары, письма, литература, текст.

Тезисы

Всесторонне восприятие и полноценный анализ творческого наследия А. К. Лядова (1855–1914) невозможны без учета пристрастий композитора, осмысления уникального метода ‘прочтения’ литературных сочинений и текстовой составляющей его произведений. В одном из писем Лядов указывал: «‘Клюйте’ из книги то, что Вам нужно, и развивайте это на свободе, и тогда Вы узнаете, что значит думать» [Лядов, 2005]. Чтение и размышления о прочитанном составляли важнейшую часть жизни композитора. Его письма к родным и друзьям пестрят именами авторов разных эпох и стилей, а упоминания литературных произведений сопровождаются вдумчивой, всегда эмоциональной оценкой, тонким разбором различных нюансов. Прочитанная литература, оказывая на композитора сильное психологическое воздействие, служила и постоянным источником вдохновения. Ярким примером этого являются, в частности, произведения, основанные на фольклорном материале, и сочинения, написанные под влиянием текстов М. Метерлинка (1862–1949, M. Maeterlinck). Литературные труды интересовали Лядова не только как основа для сюжета, композитор обращался к принципам драматургии сочинений, использовал сходные структурно-образные элементы. Требовательное отношение к качеству текста подтверждается, например, сохранившимися свидетельствами работы композитора над либретто и сценарным планом незавершенной оперы «Зорюшка». Анализ мемуарных материалов, эпистолярного наследия и рукописных документов композитора позволяет говорить о работе с литературным текстом как об одной из значимых составляющих его творческого процесса.
Лядов А. К. Из писем // Анатолий Константинович Лядов: I. Жизнь. II. Портрет. III. Творчество. IV. Из писем. СПб.: Композитор, 2005. С. 140.