XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Декадентская проза Й. Карасека из Львовиц

Алексей Юрьевич Колянов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Ключевые слова, аннотация

Богемистика; декаданс; Йиржи Карасек; чешская литература; fin de siecle

Тезисы

Литература чешского декаданса зародилась в общеевропейском контексте и в то же время отразила национальные духовный и политический кризисы конца XIX — начала XX вв. Видимо, неслучайно интерес к творчеству Йиржи Карасека из Львовиц (1871–1951) возвращается теперь, с началом «эпохи неопределенности», отчасти эмоционально резонирующей с ощущениями западных обществ того времени. В Чехии и за ее границами Йиржи Карасек известен как поэт декадентского направления, издатель и коллекционер искусства. Вместе с тем Карасек оставил немало прозаических произведений, интересных для изучения не только в свете феномена прозы поэта, но и как образец чешской декадентской прозы эпохи fin de siecle.
В прозаическом наследии Й. Карасека можно выделить три этапа: ранний, до 1900 г., включающий прозу небольшого объема сентиментального, дневникового характера, в центре которой мысли и рассуждения декадентского героя. К этому периоду относятся новелла «Stojáte vody» (1893), романы «Mimo život» (1894) и «Gotiská Duše» (1900). Творчество второго, исторического, этапа, с 1900 до 1925 г. становится результатом увлечения Карасека историей и магией. В этот период выходят сборники сказок и легенд, а в журнале Moderni revue публикуются романы «Román Manfreda Macmillena» (1907), «Scarabeus» (1908), «Ganymedes» (1925), объединенные в трилогию «Romány tři mágů» и переизданные отдельной книгой лишь в 2012 г. И третий этап, реалистический, представлен автобиографическими произведениями, в частности романом «Ztracený ráj» (1938).
Фундамент прозы Карасека на каждом этапе образует декадентский пространственно-временной континуум, а «декаданс» в сознании персонажей становится не просто эстетическим мироощущением, но национальной философией.