XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Концепт RUSSIAN ARTIST советского и постсоветского периода в искусствоведческом дискурсе

Елизавета Георгиевна Хомякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Концепт, языковой код, полиэтничекий, искусствоведческий дискурс.

Тезисы

Данный доклад посвящен выявлению структурно-содержательных параметров концепта «RUSSIAN ARTIST» в искусствоведческом дискурсе на материале англоязычного текста статьи британского искусствоведа Китти Брэндон-Джеймс «Why is it difficult to define Russian art (and how Russian art map might help you)». Определить временные рамки советского и постсоветского периода не представляет труда и допускает формальный подход, что позволяет относить произведения изобразительного искусства, созданные с 1922 г. до 1991 г. к советскому периоду, а с 1991 г. и до нашего времени — к постсоветскому периоду. Тематическое разнообразие работ русских художников отмечено долгой и динамичной историей полиэтнических контактов и мультикультурных обменов, а в каждый из временных периодов создавались разножанровые произведения, отражающие, оценивающие и концептуализирующие прошлое, будущее и современное состояние окружающей художника действительности, как с учетом социо-политических запросов общества, так и художественного видения мира создателем произведения, которые зачастую не совпадали. Анализ языка искусствоведов показал, что конкретизировать национально-культурную принадлежность художника, принимая во внимание склонность представителей этой профессии к смене места жительства, добровольному или вынужденному поиску новых геополитических пространств в рамках идеологии космополитизма, достаточно сложно. Для решения поставленных задач необходимо в процессе анализа языкового материала принимать во внимание особенности становления языкового сознания индивида с учетом понятия эгоцентричности речемыслительной деятельности носителя культурного кода языковой личности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00276.