XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Литературно-художественный текст и преподавание славянских языков в межкультурном контексте

Лиляна Байич
Докладчик
профессор
Филологическй факультет Университета в Белграде, СЕРБИЯ

Ключевые слова, аннотация

Литературный текст, языки, культура, славянские литературы, интертекстуальная компаративистика.

Тезисы

В докладе рассматривается статус литературно-художественного текста в изучении и преподавании иностранного языка. Констатируется, что изучение иностранного языка, литературы и культуры, хотя имеют одни и те же или подобные теоретические и методические рамки, различаются в той мере, в какой сами дисциплины и явления, которыми они занимаются, различаются между собой. Когда речь идет об изучении славистики, то сербские слависты, в основном, разделяют ту точку зрения, в соответствии с которой различаются три вида изучения славянских языков: как родных, инославянских и иностранных. В этом смысле формируется потребность в развитии особой методики изучения сербского, русского и других славянских языков как инославянских. Но этот раздел методики пока еще не сложился как целостная и самостоятельная дисциплина в методологическом и теоретическом смысле. Тем не менее, можно заключить, что в этой области определенные методики, как, например, методика противопоставительного анализа в преподавании славянских языков в инославянской среде и методика сравнительного изучения литературно-художественного текста в инославянском контексте, заняли значительное место в лингводидактике, в методике преподавания и в лингвокультурологии. По этой причине в докладе произведения русских и сербских писателей проанализированы с точки зрения сопоставления и возможностей такого подхода в изучении славянских литератур. В работе принимается во внимание изучение культуры, течений в гуманитарных науках, актуализирующих вопросы теории методики и практики сопоставительного изучения славянских литератур в мультикультурном контексте.