XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Российская музыкальная лексикография: истоки

Инга Александровна Преснякова
Докладчик
доцент
Российская академия музыки им. Гнесиных

Ключевые слова, аннотация

Музыкальная лексикография, музыкальная лексикология, музыкальная терминология.

Тезисы

Изучение становления российской музыкальной лексикографии представляется актуальным для воссоздания исторической картины формирования языка науки о музыке и рождения особой ветви науки — исторической лексикологии музыкознания. Начальный этап становления музыкальной лексикографии приходится на последнюю треть XVIII в. Процесс лексикографирования музыкальной терминологии был запущен через ее внедрение в словари или словарные «прибавления» изданий разных жанров (учебные руководства, альманахи, журнальную периодику): «Словарь разноязычный» – «прибавок» к «Присовокуплению VII» «Российской универсальной грамматики» Н. Курганова (1769), «Прибавление, служащее изъяснением технических музыкальных терминов» в анонимном переводе французского «Методического опыта» (1773), «Музыкальный словарь» из «Карманной книги для любителей музыки», изданной И. Д. Герстенбергом (1795), «Словарь Академии Российской» (1789–1794). Из ряда характерных черт музыкально-лексикографической практики последней трети XVIII в. выделим следующие: отсутствие системного подхода к выбору лексикографируемых единиц и параметрам лексикографирования; преобладание «практической» музыкальной лексики, связанной с исполнительством, над музыкально-теоретической; неустойчивость значений специальных терминов; преобладание заимствованных терминов и сосуществование разных техник их трансляции; наличие дублетных рядов, возникающих за счет орфографической, фонетической, морфологической и этимолого-словообразовательной вариантности и являющихся результатом русификации заимствованных терминов. Анализ музыкально-лексикографической практики XVIII в. позволит определить отправную точку для ее диахронического исследования и воссоздать картину начального этапа формирования музыкально-терминологического аппарата.