XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Каноническое и неканоническое в лирике Томаса Бернхарда: к музыкально-литургическим истокам

Вера Владимировна Котелевская
Докладчик
доцент
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Музыкальное барокко, литургические жанры, И. С. Бах, Т. Бернхард, лирика, канон.

Тезисы

Доклад посвящен той части наследия Томаса Бернхарда (1931–1989), которое наименее изучено западными германистами и не становилось предметом специального исследования в отечественной науке. Имя австрийского модерниста прочно связывается с его оригинальной драматургией и прозой: здесь он выступает как новатор, преобразующий, с одной стороны, взаимоотношение сцены, протагониста и речи, с другой — архитектонику и стилистическую ткань прозы. Лирика конца 1950 — начала 1960 гг. («Auf der Erde und in der Hölle», «In hora mortis» и др.), напротив, представляют собой попытку вернуться к каноническим жанрам синтетического характера — музыкально-литургическим формам псалма, а также речитатива, арии и хорала, составлявших структуру кантаты. Внимание Бернхарда к литургической музыке И. С. Баха отразилось не только в его вокальных опытах, но и в планировавшемся переиздания избранных кантат с собственным предисловием. Мотивная структура (жертвоприношение, воскресение мертвых, тщета бытия и др.), образы, связывающие литургию с циклической (народно-языческой в основе) жизнью природы, ритмико-интонационный и синтаксический рисунок — все эти элементы есть в лирике Бернхарда. Но в богоискательстве поэт достигает той степени свободы, которая отличает духовные опыты Рильке, Элиота, Тракля. Используя архитектонику и мотивику канонических жанров, он подрывает их изнутри, наполняет экзистенциально-бунтарским пафосом, превращая традиционалистский инструментарий в орудие деконструкции. Важным следствием диалога с музыкальным барокко стала разработка уникальной манеры, основанной на формализации повтора (лексического, грамматического, синтаксического), в «инструментализации» вокальной полифонии, сближающей зрелого Бернхарда-прозаика с поздним Бахом — автором фуг, воплощенной «абсолютной музыки».