XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Основной подход ситуативно-контекстного обучения при формировании речевых навыков и умений спонтанного монологического высказывания в условиях диалогического речевого общения

Карина Владимировна Тулиева
Докладчик
преподаватель
Пермский научно исследовательский политехнический университет

Ключевые слова, аннотация

Ситуативно-контекстное обучение, ситуативно-контекстный подход, спонтанное монологическое высказывание, контекст, микротекст.

Тезисы

Ситуативно-контекстное обучение, направленно на формирование речевых навыков и умений спонтанного монологического высказывания. Принимая в качестве важного, ситуативно-контекстный подход, мы прежде всего хотели бы особо выделить контекстную обусловленность обучения спонтанному монологическому высказыванию. Как отмечает А. А. Вербицкий, любая ситуация тесно связана с контекстом, связанного с прошлым речевым опытом, который в сознании сохраняется как схемы, классификации, структуры предметно-логического содержания, лексико-тематической структуры, модели, денотатные графы, представляющие содержание конкретного знания как понятийного аппарата определенной профессионально обусловленной сферы, в области ведущих отраслей избранной специальности и других (Д. Норман, У. Найсер, П. Гресс, Т. С. Серова, Е. Л. Пипченко, Т. В. Мощанская, Т. А. Горева и др.). Особое значение приобретает лингвистическое понимание контекста (А. Ф. Лосев, Г. В. Колшанский, О. И. Москальская, М. М. Бахтин и др.), выступающего в виде завершенного в смысловом отношении фрагмента текста-высказывания, в котором любая языковая единица имеет свое лингвистическое окружение. В связи с этим особую важность приобретает такое методическое решение как формирование лексических, структурно-композиционных, фонетических, фонационных, орфографических, невербальных речевых навыков всегда в контексте, представленном фрагментом, абзацем, микротекстом. Такое методическое решение [Серова Т. С. 1989; Жукова С. А. 1995; Улитина С. Г. 1999; Карпова Ю. А.; Кондрашина Т. В.; Руцкая Е. А.; Аристова Е. А; Чайникова Г. Р. и др.] позволит обучающимся воспринимать, осмысливать и понимать, использовать для выражения смыслового содержания все усваиваемые языковые и экстралингвистические средства в новых и многочисленных контекстах.