XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Мотив блудного сына в интерпретации С. Довлатова и Дж. Сэлинджера

Ярослав Олегович Резаков
Докладчик
аспирант
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

Ключевые слова, аннотация

Мотив, диалог культур, Довлатов, Сэлинджер.

Тезисы

В рамках данной работы важно осмысление опыта русской литературы XX в. как неотъемлемой части мирового литературного процесса в диалектическом сопоставлении с американской литературой в форме межкультурного диалога. Изучение менталитета наций в контексте художественной словесности позволяет установить точки контакта, помогающие пониманию и осознанию русской и западной культур. Одной из таких точек взаимодействия является реализация библейского мотива о блудном сыне в произведениях писателя С. Довлатова и американского классика Дж. Сэлинджера.
В. Тюпа отмечает, что сюжет о блудном сыне периодически проявляется в мировой литературе. Опираясь на сюжетные схемы данного мотива у Ю. Шатина и Е. Ромодановской, мы предлагаем следующую модель для анализа произведений: отход героя из дома — его странствования — грехопадение — блуждание — духовное воскрешение.
Так, в сборнике С. Довлатова «Компромисс» этап «отхода» автопсихологического героя автора обозначается его спонтанным переездом из Петербурга в Таллин. Основное действие каждой новеллы представляет собой синтез этапов «грехопадения» и «просветления», обозначаемый как модель нравственного «компромисса». Она вытекает из убеждения главного героя в условности разделения людей и литературных персонажей на «положительных» и «отрицательных».
В романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» этап «отхода» у главного героя Холдена Колфилда совпадает с его исключением из школы Пэнси, после чего начинается этап его «странствования» по Нью-Йорку. Этап «просветления» в контексте романа совпадает с мотивом пропасти в ржаном поле, от которой Колфилд хочет оберегать бегающих вокруг нее детей.
Использование обозначенной модели позволяет дополнить историю русской литературы XX в. инонациональными культурологическими аспектами на рубеже эпох.