XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Музыкальное произведение: проблема текста и смыслового инварианта

Константин Владимирович Зенкин
Докладчик
профессор
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Ключевые слова, аннотация

Музыкальный смысл, нотный текст, звуковой текст, инвариант, исполнительская интерпретация.

Тезисы

Доклад посвящен проблеме соотношения самоидентичности музыкального произведения и его интерпретационных модификаций. В качестве ключевых феноменов в решении данной проблемы рассматриваются смысл музыкального произведения вместе с его носителем — текстом, предстающим в виде письменного (нотного) и звукового. Нотный текст рассматривается как схема звукового текста и непосредственная модель его звукового (исполнительского) инварианта — того, что включено во все интерпретации и что в них подвергается модификациям. Это, во-первых, вся звуковысотно-ритмическая сторона произведения, заданная нотным текстом, во-вторых, зоны совпадения параметров исполнительских интерпретаций: темпа, громкостной динамики, агогики, артикуляции, фразировки. Для решения важнейшего теоретического и практического вопроса: существуют ли диапазоны (пределы изменений) указанных параметров? — следует говорить об инварианте не исполнения («шаблоне»), а смысла произведения, о его смысловой константе, не сводимой к исполнительским клише. Этот инвариант гораздо труднее представить, ибо он есть то общее, что присуще не звучанию как таковому, а тем духовным реальностям, которые этим звучанием «означаются». Принципиальным основанием для него выступает  представление о смысловой определенности музыкального произведения, а его материальной основой — диапазоны исполнительских параметров как смысловая система и единство. Выход значений какого-либо параметра за пределы диапазона ведет к разрушению смысла целого. В то же время этот диапазон с течением времени, как правило, расширяется, поскольку сам текст имеет качество смыслового наращивания. Речь идет о смысловом инварианте, определяющем  и координирующем всю систему диапазонов исполнительских параметров с их переменными значениями.