XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Литературная рецепция «Пиковой дамы» А. С. Пушкина

Ангелика Молнар
Докладчик
доцент
Дебреценский университет, г. Дебрецен, Венгрия

Ключевые слова, аннотация

Улицкая, Пушкин, «Пиковая дама», переосмысление, сюжет, семантический план.

Тезисы

В «Пиковой даме» А. С. Пушкина жизненная нехватка (отсутствие денег) вызывает потребность «переступления» разных (сюжетных, пространственных, моральных и т. п.) границ. К другому исходу сюжета могла бы привести смена слова героя, однако неосуществление необходимого сдвига как в его мышлении, так и в языке, ведет к его полному крушению и символической смерти. Несколько иначе представляется поднятый Пушкиным круг проблем в современной интерпретации классической повести. Л. Улицкая в своей «Пиковой даме» решительно изменяет как сюжет и наррацию, так и метафорический план претекста. В плане диалога с претекстом наблюдается следующая картина. В связи с Пушкиным нами анализируется погода в роковую ночь: сильный ветер, мокрый снег. Холод определяет все образы смерти. Это также развертывается в современном рассказе. Герой-мужчина, генератор главного конфликта сюжета (попытки освободить свою семью от рабства Мур — «Пиковой дамы»), вводит литературную интерпретацию в мир рассказа. Таким образом герой эксплицирует и сдвиг в современной интерпретации повести: не мать, а нелюбимая дочь называется Анной Федоровной. Отсылку к повести Пушкина можно обнаружить и в том, что там Лизавета Ивановна постоянно сидит за рукоделием, а в рассказе Улицкой Анна Федоровна отличается ручным мастерством. Последняя, в отличие от первой, не ждет своего освободителя, не показывает романтические чувства даже в отношении своего бывшего мужа. Пушкинская героиня находится под впечатлением романтических романов, поэтому и заблуждается, однако в конце повести она выходит замуж. У Улицкой падает не Германн или Лизавета, а Анна Федоровна, будто от солнечного/апоплексического удара и умирает. Ее муж и остается без семьи. В докладе сопоставляются как образы, так и метафоры оригинала и его современного прочтения.