XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Художественная концептосфера волшебного мира в произведениях фэнтези

Екатерина Александровна Мозгачева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Концептосфера, концепт, фэнтези, волшебная картина мира, Дж. Роулинг.

Тезисы

Над определением концепта работали и продолжают работу множество ученых. Изучив их работы можно выявить основные признаки концепта: 1) это основная единица человеческого опыта, вербализующаяся в словах; 2) это основная единица мыслительных процессов; 3) границы концепта подвижны; 4) это основная ячейка культуры. Концептосфера представляет собой совокупность концептов организующая комплексные мыслительные картины, символы, существующие в виде абстрактных значений. Концептосфера состоит из ядра, приядерной зоны и периферии. С. А. Аскольдов-Алексеев выделял познавательные и художественные группы концептов. Все концепты, составляющие волшебную картину мира Дж. Роулинг в серии романов «Гарри Поттер» можно разделить на следующие группы: 1) представления о мире (магия, пространство, время, место, заклинания); 2) представления о нравственности (правда, выбор); 3) представления о людях (маггл, сквиб, волшебник, полукровка, чистокровный, грязнокровка, метаморфаг); 4) представления о любви, дружбе, войне; 5) представления о волшебных предметах (артефакты, крестражи, Дары смерти, палочка, метла).
Концептосфера серии романов о Гарри Поттере сложная и многомерная структура, которая содержит большое количество концептов. Автор по-своему вербализирует концепты, добавляя индивидуальное к общенациональному, тем самым создавая неповторимую волшебную картину мира произведения. Концептосфера романов Дж. Роулинг представляется прекрасным материалом для дальнейших исследований в области когнитивной лингвистики.