XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Средства выражения авторской позиции в академическом дискурсе и дидактические методы обучения их использованию

Иван Вадимович Григорьев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Юлия Валентиновна Ауксель
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Авторская позиция, проектное предложение, дискурсивные функции.

Тезисы

Нормы академического письма, а также практические рекомендации по созданию академических текстов с учетом национально-культурной специфики имеют особое значение для стран, чья интеграция в международную науку еще не завершена. Жанр проектного предложения, анализируемый в докладе, наряду с жанром академического эссе, является важнейшим академическим жанром, которым должны овладевать студенты высших образовательных учреждений, и в отличие от жанра научной статьи, этот жанр не был широко изучен в исследованиях английского для академических целей. Для ответа на вопросы, каковы стратегии использования местоимений первого лица и что важнее для студентов — дисциплинарные традиции в работах на русском языке или англо-американские традиции академического письма, были выбраны тексты проектных предложений написанные обучающимися по программам бакалавриата и аспирантуры. В докладе приводятся результаты исследования типических ошибочных стратегий употребления местоимений первого лица. На основании проведенного анализа был составлен список дидактических приемов и методов обучения выражения авторской позиции в разных риторических функциях. Кроме того, исследование выявило существование дисциплинарной дифференциации в студенческом академическом дискурсе. Это свидетельствует о том, что важнейшей задачей обучения англоязычному академическому письму является не только преодоление интерференций, обусловленных национально-культурными традициями, но и традициями, формируемыми в рамках освоения конкретной дисциплины.