XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Практические аспекты применения теории концепта в лингводидактике

Анжелика Алексеевна Никитина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Екатерина Евгеньевна Петрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Лингвокультурный концепт, лингводидактика, концептная компетенция.

Тезисы

Лингвокультурный концепт является многомерной глобальной структурой; включает понятийный, ценностный, образный и значимостный компоненты; может иметь статус константы культуры. Теория культурных концептов нашла применение в лингводидактике. Некоторые авторы предлагают ввести отдельную компетенцию — концептную или концептуальную, определяя ее как совокупность знаний, навыков и умений, связанных с изучением концептов иностранного языка, освоением ядерного и периферийного значения концептов. Мы провели эксперимент, суть которого состояла в обучении студентов экономического факультета СПбГУ уровня B2–C1 англоязычным лингвокультурным концептам. Был разработан ряд устных и письменных заданий, нацеленных на освоение некоторых безэквивалентных англоязычных концептов. Концепт «challenge». Заполнение ассоциативной карты данного концепта выявило ограниченность представлений студентов о нем. Обучающимся было предложено задание на сопоставление значений с целью ознакомления с основными значениями слова challenge. Прослушав презентацию об этимологии, истории и культурной специфике концепта «challenge», студенты выполнили ряд упражнений, направленных на его освоение: заполнение таблицы словообразовательного гнезда, заполнение предложений с пропусками прилагательными challenged и challenging, задание на колокации и др. После этого была проведена дискуссия с целью практического использования изученных лексем и словосочетаний. В качестве домашнего задания было предложено написать эссе на тему «What are the biggest challenges in your life?» После выполнения предложенных заданий студенты продемонстрировали более глубокое понимание концепта «challenge», расширив свое представление о данном элементе англоязычной культуры.