XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Жорж Перек — модернист или постмодернист: на границе определений

Владислав Владимирович Кириченко
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Жорж Перек, постмодернизм, модернизм, Новый роман, УЛИПО, автобиография, большой нарратив, автовымысел.

Тезисы

В докладе предпринимается попытка установления статуса творчества французского писателя Жоржа Перека в отношении постмодернистской и модернисткой парадигм. Сочинения автора являются трудными для однозначной классификации, поскольку Перек не написал похожих друг на друга произведений, что подтверждается в работах первых литературоведов, изучающих творчество Перека: ряд исследователей видят в нем последователя Нового романа, тогда как другие рассматривают его как типичного постмодерниста, и лишь некоторые указывают на невозможность отнесения Перека к какому-то писательскому движению, кроме литературно-математической группы УЛИПО, которая во многом следовал модернистской логике письма, в чем-то повторяя путь «великих риториков». В докладе сочинения Перека анализируется в контексте размышлений философов, пытавшихся осмыслить особенности постмодернистской парадигмы, например, Ж. Бодрийара и Ж.-Ф. Лиотара, современников писателя. Главным объектом исследования оказывается авторская поэтика, проявившаяся в автобиографическом романе «W, или Воспоминание детства» (1975), поскольку данное произведение сочетает в себе наиболее характерные черты для всей поэтики автора. Одним из главных тезисов в пользу модернистского статуса творчества Перека является отсутствие у автора какой-либо формы пастиша или аксиологического нивелирования. Однако с точки зрения критики «больших нарративов» произведение «W, или Воспоминание детства» оказывается модификацией интимного письма в жанре автобиографии, которую многие литературоведы называют «автовымыслом»: обращение к памяти и воспоминаниями, соединение документального и художественного, формальные ограничения, игра с читательскими ожиданиями и т. п.