XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

«Калина красная» в массовой критике

Юлия Борисовна Балашова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Василий Шукшин, массовая критика, девиантное поведение.

Тезисы

На фоне новейшего кризиса традиционной литературной журналистики отчетливо проявлен кризис критики, в особенности — экспертной, профессиональной. Одновременно наблюдается настоящий расцвет критики сетевой, массовой (в особенности — кинокритики). Такого рода публичный способ судить становится одним из инструментов саморепрезентации актора. Анализ подобного материала позволяет составить представление, как о стереотипах массового сознания, так и востребованных культурных стратегиях. Несмотря на переживаемый «Ренессанс советскости», вторую половину ХХ в. (и более отчетливо — последнюю треть ХХ в.) можно отнести к разряду «закрытых», иллюзорно близких. В особенности это касается восприятия условного поколения «миллениалов». Таким образом, предметом нашего рассмотрения выступает фильм Василия Шукшина «Калина красная» (1974) и ее оценки на КиноПоиске, а также в рецензиях студентов-журналистов. С нашей точки зрения, здесь пролегает определённая демаркационная линия, основанная на различии форм репрезентации отклоняющихся (девиантных, неформальных) форм поведения в советской и современной культуре. Современная массовая критика склонна не принимать линию поведения главного героя «Калины красной». Правдоискательство и саморазрушение Егора Прокудина превалируют над демонстративным вызовом и внешним протестом, тогда как сегодня технологии пиара побеждают сложившиеся в культуре амбивалентные поведенческие стратегии хулиганства.