XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

К вопросу определения границ синтаксически несвободных речевых словосочетаний: логико-семантический критерий

Анастасия Васильевна Синелева
Докладчик
профессор
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Ключевые слова, аннотация

Грамматически главный компонент, контекст, синтаксически несвободное словосочетание, синтаксические категории, словесные позиции, существенный признак

Тезисы

В докладе рассматриваются принципы и критерии выделения синтаксически несвободных словосочетаний на материале художественных текстов. В качестве основного критерия  определении границ речевых несвободных словосочетаний предлагается рассмотрение объектов действительности, отраженных языковыми средствами, с точки зрения логического определения грамматически главного компонента словосочетания существенными признаками. Основное внимание сосредоточено на анализе влияния контекста как основного фактора, определяющего границы несвободного словосочетания в пределах отдельного предложения. Если модели синтаксически несвободных языковых словосочетаний определены  и описаны, то варианты речевых несвободных словосочетаний весьма разнообразны, многочисленны,  и главное, что появление речевых несвободных словосочетаний определяется контекстом, и этот процесс является постоянным в силу непрерывного порождения текстов разной функциональной направленности, в каждом из которых выделение несвободных словосочетаний определяется денотативным пространством текста в пределах коммуникативно законченных синтаксических единиц, т. е. мы имеем наглядную взаимосвязь двух языковых уровней — лексического и синтаксического. Определения синтаксически несвободных словосочетаний и анализ примеров показывают, что в некоторых случаях трудно провести границу между свободными и несвободными словосочетаниями: степень лексической спаянности, степень несвободы между компонентами словосочетания может быть разной, и поэтому необходимо рассматривать причины возникновения несвободы на уровне синтаксических позиций в каждом отдельном предложении текста определенной функционально-стилистической направленности.