XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Обучение студентов-лингвистов техническому переводу

Мария Михайловна Степанова
Докладчик
доцент
Московский государственный институт международных отношений МИД России (Одинцовский филиал)
Дмитрий Игоревич Троицкий
Докладчик
Technical Translation & Software

Ключевые слова, аннотация

Технический перевод, обучение письменному переводу, САТ-tools.

Тезисы

Проблема обучения студентов-лингвистов техническому переводу является одной из наиболее актуальных в настоящее время, поскольку владение навыками технического перевода является ключевым фактором для успешной профессиональной карьеры письменного переводчика. В современных условиях переводчику технических текстов приходится сталкиваться не просто с переводом текста с одного языка на другой, но и с необходимостью учета визуальной информации (чертежей, схем, рисунков, фотографий, диаграмм), с наличием фактических и языковых ошибок в исходных текстах, что требует от переводчика исправления ошибок оригинала, с требованием соблюдения норм ГОСТов и других стандартов и следования стилистическим нормам написания технических текстов на языке перевода. Для обучения студентов-лингвистов техническому переводу предлагается использование интегративного подхода, в результате чего должна быть сформирована интегративная переводческая компетенция, подразумевающая интеграцию знаний, умений и навыков лингвистической и инженерной сфер. Авторами сформулирован ряд дидактических принципов обучения студентов-лингвистов техническому переводу, а именно: принцип обучения от простого к сложному; принцип использования в образовательном процессе реальных, а не идеальных материалов; принцип участия в учебном процессе переводчиков-практиков; принцип использования САТ-инструментов; принцип отказа от механического заучивания терминологии.
Авторами разработана структура курса технического перевода для лингвистов, состоящего из 16 тематических разделов. Особое внимание должно уделяться знакомству студентов с основными законами природы.