XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Формульные конструкции и повествовательные модели в описании соправительства в древнерусских и средневековых скандинавских источниках

Маша Максимовна Орловская
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 4-у
2019-04-17
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе предполагается продемонстрировать конкретные средства воплощения двух моделей репрезентации соправительства, равноправной и иерархической, в древнейших русских летописях и сагах о норвежских королях (главным образом в компендиуме Снорри Стурлусона «Круг Земной»), свойственные им формульные конструкции, сюжетные элементы и клише, а также их видоизменение в зависимости от прагматики текста, такие как, например, «сращивание» нескольких типов описания совместного правления в рамках следования «литературному этикету», релевантному для его культурной среды, и формирования мифа о правителе.

Тезисы

В данном исследовании мы попытаемся выделить и сопоставить повествовательные приемы, используемые для описания соправительства в двух типах историографических текстов: древнейших русских летописях и сагах о норвежских королях (прежде всего в компендиуме «Круг Земной»). Для королевских саг в этом случае в первую очередь характерно использование формульных конструкций, в то время как в древнерусском материале возможно отслеживание реализации схожих моделей за счет синонимичных повторяющихся элементов сюжета.
Можно заметить, что повествование о соправительстве как в Скандинавии, так и на Руси строится, как правило, по двум моделям: «равноправие» и «иерархия». На первый взгляд может показаться, что основанием для выбора той или иной модели служит наличие/отсутствие возрастной или поколенческой дистанции. Действительно, по модели равноправия чаще всего описывается соправительство двух братьев. Однако по ней же может быть построено и повествование о совместном княжении дяди и племянника, например, конунгов Харальда Сурового и Магнуса Доброго, или родичей, существенно отличающихся по возрасту. Куда более существенным критерием для рассказчика оказывается степень удаленности излагаемых событий от времени сложения текста, так как равноправное соправительство, как правило, хотя и не всегда, отодвинуто вглубь веков.
Иерархическая модель встречается в рассказах как о далеком прошлом, так и о современности нарратора. К ним могут быть причислены описания братьев, где особыми средствами подчеркивается порядок старшинства, а также различные ситуации регентства, в том числе и «затянутые», когда легитимный правитель продолжает оставаться в пространстве текста в некотором роде «недорослем», несмотря на, казалось бы, зрелый возраст. Описания и характеристики младшего соправителя в иерархической модели зачастую минимизированы, так как он оказывается непосредственно «в тени» старшего.
Уникальной моделью для саг и летописей является соправительство матери и сына, в рамках которых нелегитимная правительница может быть описана как полноправный регент, а коллективная идентификация отпрысков — осуществляться с помощью матронимов.
В докладе предполагается продемонстрировать конкретные средства воплощения двух моделей репрезентации соправительства в указанных источниках, формульные конструкции, сюжетные элементы и клише, а также их видоизменение в зависимости от прагматики текста (например, «сращивание» нескольких типов описания совместного правления для достижения нарратором определенных целей и формирования мифа о правителе и его окружении) на таких примерах, как сыновья Магнуса Голоногого, Ольга, Святослав и Свенельд, Гуннхильд и ее сыновья, Харальд Суровый и Магнус Добрый, Эйнар Брюхотряс, Ингви и Альв, Владимир и Добрыня, ярл Эрлинг и Магнус Эрлингссон, Олег и Игорь.