XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Трансформация биографического мифа Есенина в социальных сетях (на примере материалов из ВКонтакте)

Наталия Игоревна Зименкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

171
2019-04-18
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуется понятие биографического мифа и его изменение в  пространстве социальных сетей. На примере анализа работы литературных групп и пабликов социальной сети ВКонтакте автор делает попытку выявить отличия биографического мифа Есенина от версий, бытовавших в читательской среде на протяжении XX в., а также определить особенности функционирования мифа, сформулировать и обосновать гипотезу о причинах обращения пользователей ВКонтакте к образу Есенина.

Тезисы

Традиционно термин «биографический миф» обозначает сформированное на основе автобиографического мифа представление об известной личности, закрепляющее в массовом сознании факты её жизни в том виде, в каком они были представлены ею самой в публичном поведении и художественных высказываниях. До недавнего времени биографический миф поэта или писателя во многом основывался на его литературном наследии.
Однако с развитием социальных сетей изменились не только источники биографической информации, но и форма репрезентации литературных памятников. Задача настоящего исследования — на примере репрезентации образа Есенина в социальной сети ВКонтакте выявить особенности формирования и дальнейшего функционирования биографического мифа поэта, а также сделать попытку установить причины обращения пользователей ВКонтакте к образу Есенина.
Выбор для анализа образа Есенина обусловлен тем, что количество участников самого крупного паблика, посвященного поэту, существенно превосходит число поклонников творчества других популярных поэтов. Материалом исследования послужили изображения, основным компонентом которых является цитата с подписью Сергея Есенина, причем проанализированы были не только цитаты самого поэта, но и приписанные ему высказывания.
Анализ способов репрезентации стихотворений и высказываний поэта в сети ВКонтакте показал, что отсутствие потребности в верификации цитат, невозможность целостной и последовательной публикации объёмных произведений, восприятие пользователями собственных страниц как пространства самопрезентации привели к тому, что биографический миф практически утратил связь с автобиографическим источником и творческим наследием автора. 
Подробное рассмотрение вопроса о трансформации биографического мифа Есенина потребовало изучения истории различных представлений о поэте в читательской среде. Так, докладчиком рассматриваются и обобщаются существующие исследования, посвященные восприятию образа Есенина читателями эпохи XX в., а полученные результаты сравниваются с образами, получившими наибольшее распространение в социальных сетях. Сравнение показало, что образ Есенина редуцировался до эмоционально зависимой личности, интуитивно-этического интроверта, сохранив в ряде цитат связь лишь опосредованную с творчеством. Кроме того, в социальных сетях образ Есенина лишился связи с поэтом как личностью и с поэзией как реализацией эстетической функции языка и оказался зависимым от потребности пользователей в самоидентификации и их желания сформировать собственный имидж.