XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

А. Н. Островский и юбилей русского театра в 1872 г.

Сергей Дмитриевич Халтурин
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 215-а
2019-04-17
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе речь идет о том, как в 1872 г. отмечались двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности А. Н. Островского, двухсотлетие русского театра и двухсотлетие Петра Первого, какие акценты в праздновании юбилея русского театра расставляли государственные и художественные институты и как юбилейная дата была проинтерпретирована в исторической комедии Островского «Комик семнадцатого столетия» и в критике на неё.

Тезисы

Юбилейные торжества по случаю двухсотлетия русского театра совпали с двухсотлетним юбилеем Петра Первого и двадцатипятилетним юбилеем творческой деятельности А. Н. Островского. Государственная власть создавала нарратив, в котором рождение русского театра связывалось с рождением Петра как основателя русской секулярной культуры. Артистическое сообщество чествовало Островского как главного драматурга современности и промежуточный итог, которого достиг русский театр за двести лет. В докладе на материале юбилейных театральных постановок 1872 г. речь идет о том, как две эти тенденции проявлялись и входили в противоречие.
Отсчёт истории русского театра в 1872 г. вели от постановок при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. Праздник со спектаклем из отрывков важнейших пьес русского репертуара XVII—XIX вв. устроили 17 февраля члены московского артистического кружка. Были представлены сцены из мистерии времён Алексея Михайловича, «Хорева» А. П. Сумарокова, «Недоросля» Д. И. Фонвизина, «Дмитрия Донского» В. А. Озерова, «Горя от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизора» Н. В. Гоголя. В конце представления московские актёры хотели публично чествовать Островского, но государственная власть не дала на это разрешения, и драматурга поздравили за кулисами. Для государства юбилей театра был связан прежде всего с юбилеем Петра Первого: представления при дворе Алексея Михайловича были даны в один год с рождением царевича Петра. В июне на Политехнической выставке в Москве, приуроченной к двухсотлетию первого российского императора, который родился 30 мая, было позволено открыть Народный театр, содержавшийся на частные средства. Это был общедоступный театр, в котором давали пьесы из классического и современного русского репертуара и брали за билеты сравнительно небольшие деньги.
Юбилей русского театра актуализировал для Островского историческую тему придворного театра Алексея Михайловича. С января по август 1872 г. драматург работал над пьесой «Комик семнадцатого столетия». Юбилейный нарратив о Петре проникает в эту пьесу: действие происходит в июне 1672 г., новорожденный царевич упоминается в одном из диалогов пьесы, за его здоровье поднимают тост персонажи. Во время работы над комедией Островский обращался к трудам по истории театра Н. С. Тихонравова, советовался с историком И. Е. Забелиным, стараясь достоверно передать исторический сюжет и обстановку. Премьера пьесы состоялась 26 октября в Москве и была приурочена к двухсотлетию со дня первой постановки при дворе Алексея Михайловича 17 октября 1672 г. Спектакль получил отрицательные отзывы в критике. Его рассматривали как «пьесу на случай», которая могла быть успешна летом, когда проходили основные торжества, связанные с юбилеем Петра, но неуместна после их окончания.