XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образы ног в американской феминистской поэзии

Юлия Викторовна Кисарина
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 190
2019-04-18
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

В статье анализируются образы ног в феминистской поэзии, выражающие доминирующую роль мужчин, маскулинность, а также женское самоощущение угнетённости и унижения. Под образами ног понимаются образы, для которых центральными являются следующие лексемы: feet 'ступни', legs 'ноги', boots 'ботинки', shoes 'туфли', toe 'пальцы ног'. Анализ основан на трёх феминистских стихотворениях, написанных разными авторами: «Watching dancers on skates» Лорин Нидеккер (1903—1970, Niedecker), «Daddy» Сильвии Плат (1932—1963, Plath) и «Rape» Адриенны Рич (1929—2012, Rich).

Тезисы

Одним из способов выразить чувство униженности и угнетенности мужчинами, которое испытывают женщины, в феминистской поэзии являются образы ног в различных вариациях (feet 'ступни', legs 'ноги', boots 'ботинки', shoes 'туфли'). Такую тенденцию можно проследить в американских феминистских стихотворениях. В качестве материала для анализа используются три стихотворения трёх различных авторов: «Watching dancers on skates» Лорин Нидеккер (1903—1970, Niedecker), «Daddy» Сильвии Плат (1932—1963, Plath) и «Rape» Адриенны Рич (1929—2012, Rich).
У Лорин Нидеккер образ ног выражен словами boots и leg, и, среди прочих интерпретаций, благодаря слову boots выражается особая, маскулинная позиция, занимаемая женским лирическим героем (что типично для феминизма вообще — женщине, угнетаемой мужчинами, приходится стать «мужчиной», чтобы преодолеть дискриминацию), а слово leg имеет выраженный подтекст сексуальной объективации женщины. 
В стихотворении Сильвии Плат black shoe выражает отцовский гнёт по отношению к дочери: в контексте стихотворения black shoe символизирует замкнутое пространство, в которой дочери приходилось жить like a foot.
В стихотворении «Rape» Адриенны Рич образ ног, выраженный также словом boots, является составной частью образной и нарративной систем, выражающих безграничную мужскую власть в обществе. 
Таким образом, на анализе трёх различных стихотворений трёх поэтесс, писавших в разные годы и при разных социальных и культурных условиях, можно отметить общую тенденцию: посредством образов ног (в том числе соотносимых с ними образов ботинок и — более узко — ступней) поэтессами выражены ощущения ущемления и дискриминации, или, наоборот, уверенность и власть, которыми обладают мужчины, и которыми женщина сможет обладать, только став более маскулинной (как у Лорин Нидеккер).