XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Музыкальность как пример постмодернистской игры в романе Б. Виана «Пена дней»

Виктория Александровна Дубиковская
Докладчик
магистрант 2 курса
Кубанский государственный университет

ауд. 190
2019-04-17
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается принцип постмодернистской игры с читателем,  основанный на заимствовании Борисом Вианом музыкальных принципов, которые положены в основу повествования и композиции романа «Пена дней». 

Тезисы

Борис Виан (1920—1959, Vian) — один из самых загадочных и неординарных авторов XX в. Романом, вобравшим в себя характерные «виановские» черты и постмодернистские тенденции, является «Пена дней», который называют одним из «ярчайших джазовых романов ХХ века». Ведущим способом построения повествования, а также ярким примером постмодернисткой игры с читателем, служит музыкальность романа «Пена дней». На уровне композиции тема музыки образует кольцо, показывая цикличность существования героев. Первые страницы романа показывают нам необычную связь героя и музыки. Заканчивается роман также музыкально, однако в рамках постмодернисткой игры автор предлагает альтернативу популярной музыке — пение псалма. Роман построен по методу контрапункта: две любовные линии развиваются параллельно. Еще один принцип, который можно проследить в романе, — крещендо. В тексте происходит постепенное нарастание гнетущей обстановки, увядания, тревоги. Очередной заимствованный Б. Вианом музыкальный принцип — смена мажорной и минорной тональностей. Текст наполнен аллюзиями на музыкальные произведения разных эпох. Роман «Пена дней» строится на музыкальных принципах, изобилует отсылками к музыкальным произведениям, языковой игрой, импровизацией. Это позволяет автору вести с читателем постмодернистскую игру, увлекая читателя и заставляя принимать правила этой игры.