XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Прием остранения в романе В. О. Пелевина «Омон Ра»

Илья Сергеевич Лехов
Докладчик
магистрант 1 курса
Российский государственный гуманитарный университет

ауд. 188
2019-04-18
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе будет проанализировано применение приёма остранения в первом романе В. О. Пелевина «Омон Ра», а именно причины возникновения приема в тексте и способы его реализации. Также будут проведены сравнения с текстами других авторов, использующих данный приём.

Тезисы

В своем творчестве В. О. Пелевин касается темы разрушения привычной нам реальности, ее искажения. Восприятие мира его героями часто меняется, им открывается то, что ни они, ни мы как читатели не видим в уже привычных для нас вещах, явлениях, личностях. Такое разрушение мифа (например, мифа о советской космонавтике в «Омоне Ра») должно каким-либо образом отражаться не только в идейно-тематической плоскости произведения, но и в том, какие литературные приемы автор для этого разрушения использует. Именно поэтому представляется возможным проанализировать произведение Пелевина «Омон Ра» с точки зрения приема остранения, описанного В. Б. Шкловским в программной статье «Искусство как прием».
Вывод вещей из автоматизма их восприятия может соответствовать задачам Пелевина и служить для разрушению мифа о героической советской космонавтике и подвиге как таковом, для изменения оптики читателя, изображения особой, виртуальной реальности, которую населяют персонажи романа.
Схожие исследования производились достаточно часто, но только на уровне содержания: существует множество статей, анализирующих особую реальность Пелевина с идейно-тематической точки зрения. Новизна же настоящей работы заключается в описании объективно существующего в тексте приема, который мог бы отобразить создание Пелевиными целого нового мира, соотносящегося с нашим, но в то же время являющегося будто бы его «искаженной зеркальной копией», в которой многие вещи или явления раскрываются с помощью непривычных для читателя деталей. 
Таким образом, необходимо установить, чем именно является прием остранения, какие формы реализации в тексте он может иметь. По ходу работы представляется возможным опереться в качестве примера на три статьи: «Искусство как прием» Шкловского, «Остранение: Предыстория одного литературного приема» К. Гинзбурга и «Приемы остранения: опыт унификации» Е. П. Сошкина.
Перечисленные работы будут не только являться примером того, как можно «работать» с остранением, но и предоставят некоторые способы классификации остранения у Пелевина. Это поможет не только сравнить использования приема Пелевиным с тем, как им оперируют другие авторы, но и прояснить, как именно этот прием реализуется в творчестве писателя на примере романа «Омон Ра», а также установить причины, по которым автор использует остранение в этом произведении.