XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Особенности употребления ономатопов в художественных текстах (на примере французских текстов жанра материнской поэзии для детей от рождения до трех лет)

Татьяна Владиславовна Лескова
Докладчик
магистрант 2 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ауд. 133-а
2019-04-16
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

В ходе исследования проанализировано 98 французских поэтических текстов, относящихся к жанру материнской поэзии и предназначенных для детей от рождения до трех лет. В данном жанре выделены утилитарные колыбельные, прибаутки, пальчиковые и жестовые игры. С помощью метода лингвистического наблюдения, контекстуального анализа, описательного метода выполнено рассмотрение этих текстов. В результате выявлены особенности употребления ономатопов в зависимости от функциональной направленности каждого типа текстов.

Тезисы

Цель исследования — выявить особенности звукоподражательной лексики как средства выражения экспрессивности во французских поэтических текстах. В качестве материала отобрано 98 французских произведений жанра материнской поэзии для детей от рождения до трех лет. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1) выявление и сопоставление звукоподражательной лексики в таких типах текстов, как: утилитарные колыбельные, пальчиковые и жестовые игры, прибаутки; 2) определение частотности ономатопов и их места в произведении (анафора, эпифора, анадиплозис, редупликация); 3) анализ и обобщение результатов по каждому типу текстов.
В результате подсчетов частотности звукоподражательной лексики выявлена высокая частотность ономатопов: 35% употреблений в пальчиковых играх и 33% в колыбельной, тогда как в прибаутке 23%, в жестовых играх 20%. Повторы ономатопов в начале строки (анафора), в ее конце (эпифора), в смежных строках в неконтактной позиции (анадиплозис) или в контактной позиции (редупликация) являются эффективными эксплицитными средствами эмоционального и смыслового воздействия на адресата. В пальчиковых и жестовых играх, в утилитарных колыбельных и прибаутках выявлены преобладающие виды повторов, что обусловлено их различной прагматической направленностью и, соответственно, различным воздействием на адресата.
В соответствии с классификацией звукоподражательных слов по источнику звучания отмечена высокая частотность ономатопов, относящихся к категории звуков человеческого тела и к звукам предметного мира, непосредственно окружающим адресата. В них эксплицитно выражена связь между образом понятия и звучащим словом, что важно на самом раннем этапе развития ребенка (miamням; toc, toc, toc тук, тук, тук; clic clac хлоп хлоп’; chut! ‘тсс!’; hop! ‘хоп!). Ономатопы, выражающие абстрактные понятия, также представлены в произведениях исследуемого жанра. Они дают ребенку представление о характере и свойствах окружающего его мира: Et zoup, il sest sauvé! Les souliers usés»). Ономатоп zoup характеризует быстроту, скорость процесса; в данном случае — внезапное исчезновение одного пальца руки, который прячется в кулачок.
Таким образом, звукоподражательность является характерной чертой поэзии для детей. Выделение, акцентирование звуковой и музыкальной стороны окружающей действительности характерно для произведений жанра материнской поэзии. Звукоподражательная лексика широко представлена в анализируемых текстах в качестве одного из основных средств экспрессивности и для прямого описания действия, события или свойства предмета. Для ребенка раннего возраста характерна прямая связь между звуком и чувственно воспринимаемым качеством предмета или характером того или иного действия. Это отражает восприятие ребенком окружающего мира и себя в нем.