XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Рецепция античности в романе Донны Тартт «Тайная история»

Алена Владимировна Фролова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

ауд. 190
2019-04-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуется рецепция античной культуры в романе Д. Тартт (1963, Tartt) «Тайная история». Обращение к древнегреческому и римскому искусству является одним из ключевых приемов построения художественного мира романа. Особое внимание уделяется развитию конфликта дионисийского и аполлонического начал в их воздействии на личность. Анализ восприятия автором античности помогает выявить эстетические идеалы писательницы, осмыслить своеобразие ее поэтики.

Тезисы

Роман «Тайная история» («The Secret History») современной американской писательницы Донны Тартт (1963, Tartt), опубликованный в 1992 году, почти сразу был причислен критиками к классике. Очень важной составляющей произведения является историко-культурный аспект, в особенности обращение к древнегреческой и римской литературе и философии. В работе было рассмотрено восприятие писательницей античного искусства и проанализирована его роль в построении смыслового поля текста.
Тартт переосмысляет жанр детективного романа, закладывая в его основу, по ее собственному выражению, структуру «Илиады». Нарративная стратегия истории вызывает ассоциации с античным театром. Писательница обращается к работам Аристотеля, Платона, Сократа, рассуждает над такими вечными философскими категориями, как рок, красота, смерть, память.
Наиболее важным культурным фоном становятся греческие трагедии с их эстетикой ужасного, культом безумия и поклонения богу Дионису («Вакханки», «Орестея»). Писательница исследует темное, амбивалентное начало античной культуры, ее трагедийность, противопоставляя дионисийское, экстатическое начало, представленное в романе с жестокой деструктивной стороны, рациональному аполлоническому. Развитие конфликта дионисийского и аполлонического начал позволяет Тартт ввести мысль об их разрушительном воздействии на личность вне созидательного взаимодействия.
Античная культура в данном произведении может рассматриваться как в качестве нравственного ориентира героев, так и в культурологическом и семиотическом планах. Античный пласт в тексте становится фундаментом вымышленного мира сверхлюдей, иной, искусственно-созданной, духовной реальности. Тартт вступает в дискуссию с древнегреческими писателями и философами, рефлексирует, дополняет новыми смыслами некоторые воспринимаемые понятия и идеи, что представляет собой уникальный материал для литературоведческого исследования.