XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепция времени Амброза Бирса (на материале сборника новелл «Tales of Soldiers and Civilians» 1891 г.)

Вероника Максимовна Деменюк
Докладчик
магистрант 2 курса
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

ауд. 190
2019-04-17
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

В работе анализируется функционирование категории времени в сборнике новелл А. Бирса (1842—1914, Bierce) «Tales of Soldiers and Civilians» (1891). Линейное историческое время описываемых событий, изначально рассматриваемых в конкретном историческом контексте, в художественном сознании автора трансформируется в мифологическую концепцию цикла. Бирс тем самым переводит проблему человека во временном континууме на философский уровень, представляя в сборнике авторскую концепцию времени, которая во многом предвосхищает научные и философские открытия ХХ в.

Тезисы

Категория времени становится одной из центральных в творчестве А. Бирса (1842—1914, Bierce), в частности, в его первом сборнике новелл «Tales of Soldiers and Civilians» (1891). Бирс отражает проблему течения времени не только через содержание текста, но и через его форму: он представляет какое-либо событие в виде новеллы из нескольких частей, описывающих разные точки зрения на одно и то же происшествие, часто пренебрегая хронологической последовательностью («Соответствующая обстановка»). Время дается читателю одновременно и как художественное время событий произведения, и как историческое время их реального прообраза.
Бирс описывает конкретные боевые действия в конкретных исторических локациях во время Гражданской войны, которые можно соотнести с фактической датой в реальном времени читателя (13-15 мая 1864 г., округ Гордон и Уинфилд из «Убит под Ресакой»), при этом в самом повествовании не фиксируется ни одной даты, военные действия сознательно помещаются во вневременное описание, что придает происходящим событиям оттенок катастрофической безысходности: война утверждается как постоянная данность, более реальная и ощутимая, чем сама жизнь. Сопровождаемая образами всадников, актуализирующих эсхатологический мотив, Гражданская война из конкретно исторического события трансформируется в мифологическую концепцию цикла — одно сражение сменяется другим, трагедия армии в период сражения сменяется личной трагедией конкретного человека, вынужденного выбирать сторону («Бой в Ущелье Коултера»).
При этом человек в концепции Бирса, который явно в этом наследует своему прямому предшественнику Э. По (1804—1849, Poe), двойственен: одновременно с тем, что часто он становится невольным очевидцем совершенно безразличного к его существованию хода времени («Житель Каркозы»), только человек им способен «владеть» и управлять — Бирс утверждает субъективность времени, которое реализуется только в человеческом сознании («Случай на мосту через Совиный ручей», «Без вести пропавший», «Заколоченное окно»).
На уровне мотивов Бирс часто работает с темой поколения как непосредственного воплощения течения времени в жизни человека — персонажи его новелл определяются своим прошлым, которое от них не зависит, поэтому и их настоящее оказывается также предопределено («Чикамога»).
Таким образом, концепция времени, воплощенная в творчестве Амброза Бирса, не только перекликается с общими тенденциями рубежа веков, но и во многом предвосхищает научные и философские открытия ХХ в.