XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепт «corporate social responsibility» в американском бизнес-дискурсе

Ольга Владиславовна Лыткина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-а
2019-04-16
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе приведены результаты лингвокогнитивного исследования концепта «corporate social responsiblity» в текстах американского бизнес-дискурса (на материале годовых и нефинансовых отчетов американских компаний). Семантико-когнитивный подход с учетом дискурсного аспекта позволяет определить структуру концепта в той форме, в какой он существует в определенном институциональном дискурсе. Структура концепта описывается в виде списка когнитивных блоков, организованных по принципу центра и периферии. В докладе представлены как результаты исследования отдельных текстов, так и обобщенные данные.

Тезисы

Феномен корпоративной социальной ответственности (corporate social responsibility) активно проникает в российскую культуру с Запада. На сегодняшний день данная сфера характеризуется крайней неоднородностью научных определений и национальных подходов, что обуславливает актуальность изучения соответствующего концепта в его реальном состоянии с учетом этноспецифики. В этой ситуации хорошим инструментом оказывается лингвокогнитивное исследование с учетом дискурсивного аспекта; результаты такого исследования и приводятся в данном докладе.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1) методом дефиниционного анализа составить рабочую модель структуры концепта «corporate social responsibility» в дискурсе международных организаций, в наименьшей степени наделенном этноспецифичностью;
2) определить структуру концепта «corporate social responsibility» в американском бизнес-дискурсе на основе его реализаций в текстах и описать его этноспецифику.
Материалом послужили тексты годовых отчетов и нефинансовых отчетов ряда крупных американских компаний, предоставленные для ознакомления на сайтах организаций.
При анализе материала методом сплошной выборки выявлены репрезентации концепта «corporate social responsibility». По результатам семантико-когнитивной интерпретации данных единиц определены когнитивные блоки, составляющие исследуемый концепт. Структура концепта представлена как список когнитивных блоков, организованный по принципу центра и периферии, при этом близость когнитивного блока к центру определяется относительной частотностью соответствующих реализаций.
В докладе представлены как структуры концепта, полученные при анализе отдельных текстов, так и обобщенная схема. Также приводятся замечания о проблемных вопросах, связанных с данным концептом (напр., отношения между концептами «corporate social responsibility» и «sustainability», противопоставление когнитивных блоков «philanthropy» и «strategic investment»).