XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ типичного аристократа в зеркале современной британской прессы (на примере статей из газет The Independent, The Daily Mail, The Guardian, The Telegraph)

Дина Борисовна Щекина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 133-а
2019-04-16
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В исследовании рассматривается языковая репрезентация классовых стереотипов британского общества в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы с применением междисциплинарного подхода. Материалом послужили статьи из современной британской прессы. В результате был выявлен и проанализирован ряд авто- и гетеростереотипов, используемых представителями разных социальных классов при манипуляции образом типичного аристократа.

Тезисы

В лингвокультуре Великобритании важное место занимают классовые стереотипы. Исследование их языковой актуализации, проведенное на материале британской прессы, позволило выявить стереотипы об аристократии, а также средства их выражения и лингвистические способы манипуляции общественным мнением о данной социальной группе.
В языковой картине мира британца прослеживается семиотическая универсалия «свой — чужой». Социальной категоризации сопутствуют ингрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация. Классовые авто- и гетеростереотипы не совпадают в оценках, что свидетельствует о социальной относительности и культурной детерминированности знания. Среди автостереотипов практически не встречается таких, которые бы получали негативную оценку, независимо от содержания стереотипа, напр.: we’re all tax dodgers, aren’t we? Аналогичный стереотип, как правило, получает резко отрицательную оценку со стороны представителей других классов.
Представители аристократии прибегают к стратегии позитивной самопрезентации, подчеркивая свои положительные характеристики и маскируя отрицательные. Это достигается с помощью следующих приемов: эксплицитное выражение позитивных стереотипов-идеалов, которые преподносятся как типичные образы, аргументация с опорой на единичные случаи, значимость которых преувеличивается, использование эвфемизмов. Напр.: the old, aristocratic ideal of society, however much it involved one side knowing its place and another exercising an arbitrary authority, relied on re-distributing a small part of your largesse to those less fortunately situated.

Другие социальные классы используют стратегию негативной презентации аристократии, используя в т. ч. следующие приемы: навешивание ярлыков, использование эмоционально маркированной лексики, эксплицитное выражение негативных стереотипов, яркие, запоминающиеся метафоры, обвинения, оскорбления (pauperising the peasantry, paralysing the building trade and sucking the lifeblood of the people).

Чтобы создать впечатление объективности, авторы используют безличные конструкции, приводят статистические данные и апеллируют к экспертным мнениям. Стереотип часто выражается не эксплицитно, а закладывается в пресуппозицию или инференцию высказывания (I think the hereditary peerage worth preserving and its principle creates a sense of innate commitment to the welfare of the nation).

Таким образом, публицистический дискурс выполняет функцию конструирования, воспроизводства и передачи знания о властных отношениях в обществе. Классовая структура общества предстает как система смыслов, находящаяся в постоянном становлении в процессе коммуникации между людьми.