XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Портрет художника: особенности портрета Гренуя в романе П. Зюскинда «Парфюмер»

Софья Михайловна Шикова
Докладчик
студент 1 курса
Южный федеральный университет

ауд. 190
2019-04-18
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается своеобразие портрета главного героя романа П. Зюскинда (1949, Süskind) «Парфюмер», способы его создания и особенности функционирования с учетом специфики произведения как романа о художнике. В докладе выявляется комплекс характеристик внешности героя, противопоставляющих его другим персонажам романа; также выделяются три способа создания портрета, один из которых — описание внешности, «корректируемое» обонятельными впечатлениями, — используется автором для воплощения мотива творческой эволюции Гренуя-художника.

Тезисы

В докладе раскрывается своеобразие портрета главного героя романа П. Зюскинда (1949, Süskind) «Парфюмер» с учетом жанровой специфики произведения (роман о художнике). В докладе категория «портрет» рассматривается с нескольких позиций.
1. Портрет как изображение внешности персонажа (его лица, фигуры, одежды, движений, жестов и манер).
Внешность Гренуя претерпевает изменения на протяжении романа. Укажем некоторые этапы этой эволюции. За время его жизни в Париже на его внешности отразились болезни и падение в колодец, на его теле появились шрамы и ожоги, его нога стала увечной. За время пребывания на вершине вулкана Плон-дю-Канталь Гренуй стал похож на животное: его волосы отросли до колена, борода — до пупа, ногти приобрели сходство с птичьими когтями, кожа облезла клочьями. Маркиз Тайад-Эспинасс преображает внешность Гренуя и показывает ее Греную в зеркале. Главным впечатлением Гренуя становится «нормальность» господина в зеркале. Несмотря на очевидную динамику изображения внешности, она не соотносится с эволюцией Гренуя как художника.
2. Аллегорический портрет. Образ клеща.
Сравнение с клещом — самое выразительное и самое «постоянное» определение Гренуя. Аллегорический портрет — статический и не определяет героя как художника.
3. Портрет, «корректируемый» обонятельными впечатлениями. Запах как портрет.
В данном случае следует говорить не о динамике портрета Гренуя, а о его многоликости. И эволюция героя как художника напрямую связывается с умением создавать обонятельные портреты, используя навыки парфюмера. Великий шедевр Гренуя — тоже своего рода портрет, который ему удается «нарисовать» средствами, доступными художнику-парфюмеру.
Важно, что обонятельные портреты обычных людей, и особенно девушек, благодаря которым создается шедевр Гренуя, динамические: вспомним, что Лаура должна была отдать свой запах до того, как она выйдет замуж. 
Таким образом, во всех трех случаях внешность Гренуя противопоставляется внешности иных персонажей произведения («красота — уродство», «клещ — человек», «единичность — многоликость», «динамика — статика»).