XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Тут мы стоим с этой тайной вдвоем»: поэзия У. Уитмена и кинематограф Т. Малика

Ольга Алексеевна Журавлева
Докладчик
магистрант 1 курса
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет)

129
2019-04-17
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается связь творчества американского кинорежиссера Терренса Малика с поэзией Уолта Уитмена. Кинематограф Т. Малика трактуется как наследующий уитменовский пафос жизнетворчества. Параллелизм кинематографа Т. Малика и поэзии У. Уитмена обнаруживается на поэтологическом и нарратологическом уровнях. Режиссер и поэт утверждают идею нелинейности и разнонаправленности жизненного потока путем использования техники потока сознания и дефабулизации. Кинематограф Т. Малика является поэтической формой отражения присутствия в Бытии.

Тезисы

Работы американского кинорежиссера Терренса Малика (1943, Malick) отличаются отсутствием таких классических кинопарадигм, как целостность и преемственность пространственно-временного нарратива, использование закадрового голоса в повествовательных целях, четкая грань между реальностью и абстракцией. Одним из наиболее вероятных истоков поэтического мировоззрения Малика является поэзия Уолта Уитмена (1819—1892, Whitman).
Константа творчества Малика и Уитмена — первобытная радость переживания существования. Так, лирический герой Уитмена находит ободрение жизни даже в смерти — «темной матери»: «The smallest sprout shows there is really no death, And if ever there was, it led forward life... [...] And to die is different from what any one supposed, and luckier». Параллелизм поэтики обнаруживается уже на уровне тональности: поэма «Песнь о себе» начинается традиционным пятистопным ямбом, подобно зачину эпических произведений; та же торжественность достигается Маликом путем использования фрагментов симфонических произведений в качестве музыкального сопровождения к фильмам.
В стихах Уитмен достигает иллюзии полноты бытия через перечисление множества объектов, ритмически однородные пассажи, создавая у читателя ощущение вселенского каталога. Взгляд нарратора у Уитмена, как правило, нефокализован, что позволяет ему воспринимать объекты как сосуществующие, подмечать онтологические связи между ними. Взгляд Малика также стремится к объективности; отсутствие тенденциозности проявляется в утверждении равенства всех вещей. Эквалитаристская позиция режиссера напрямую отсылает к поэтическому мировоззрению Уитмена, в стихах которого все связано со всем: «Through me many long dumb voices […] Fog in the air, beetles rolling balls of dung».
Эмпирически ориентированное, интуитивное сознание Уитмена диктует наиболее естественную форму высказывания — верлибр. Стремится к неконвенциональности и нарратив фильмов Малика: сюжет превращается в поток образов, часто логически не связанных на внешнем уровне повествования и обретающих единство только в сознании зрителя. Редуцируя фабулу, режиссер отказывается от попытки конципирования действительности. Разрыв элементов текста, ослабление прагматических связей между ними сообщают зрителю догадку о нелинейности, разнонаправленности жизненного потока. Фильмам Малика свойственен такой нетрадиционный для кинематографа способ повествования, как поток сознания.
Подобно поэзии Уитмена, кинематограф Малика являет собой форму поэтического пробуждения забытого чувства Бытия, длительности и конечности существования, и может рассматриваться как попытка прикосновения к подлинной реальности, т. е. в качестве формы реализации философской категории «присутствие».