XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поэма Е. А. Баратынского «Бал»: гендерная специфика романтического конфликта

Вениамин Тимофеевич Золотухин
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2019-04-18
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

Конфликт в поэмах 1820-х гг. строится вокруг героя-романтика. Исключением являются стихотворные повести Е. А. Баратынского, в которых центральное место занимают женские образы. Гендерная принадлежность главных действующих лиц трансформирует структуру романтического конфликта. Доклад посвящён рассмотрению этой трансформации.

Тезисы

Конфликт в поэмах 1820-х гг. строится вокруг героя-романтика. Все элементы художественной структуры подчинены раскрытию центрального образа. Это «служебное» значение свойственно и женским персонажам поэм. Как правило, сюжетная функция героини сводится к её роли в судьбе протагониста. Способность же стать субъектом романтического конфликта женский персонаж приобретает через отношения с героем, принимая разрыв с миром как условие любви к романтику. «Дева» только отражает отчуждённость «беглеца».
Исключением являются стихотворные повести Е. А. Баратынского. Уже в его первой поэме «Эда» центральным персонажем становится «несчастная девушка». Новый ракурс превращает сюжет о любви изгнанника к прекрасной туземке в трагическую историю соблазнения. В «Эде» эта трансформация приводит к «деромантизации» конфликта.Традиционные мотивы бегства, борьбы с косной средой и др. возникают лишь в лицемерной речи гусара-обольстителя, который просто принимает байроническую позу. Однако следующая поэма Баратынского может быть названа в полной мере романтической — в первую очередь благодаря её главной героине.
Многие исследователи поэмы «Бал» склонны уравнивать Нину и Арсения или даже говорить о Нине как о «втором герое». Сам Баратынский в письме назвал её «главным характером», и большинство современников поэта (в частности, А. С. Пушкин) также уделяли преимущественное внимание этому образу. Однозначность авторской формулировки представляется несомненной, о чём свидетельствуют как счастливый исход любви Арсения, так и ограниченность роли этого персонажа в сюжете. Баратынский выстраивает ситуацию, зеркально противоположную традиционной: герой появляется на сцене в ореоле романтической разочарованности, чтобы стать предметом чувств героини — и находит счастье, чтобы довершить её жизненную трагедию. Перипетии биографии Арсения, в конечном счёте, значимы только по отношению к судьбе Нины. Структура повести «Бал» в высокой степени сохраняет «центростремительность», свойственную поэмам той эпохи, но её центром становится романтическая героиня. Такая перестройка оказывается возможной благодаря внеидеологической позиции автора. Ненормативное в рамках общепринятой морали поведение в равной степени свободно и от апологии, и от нравоучения. Нина не осуждена, подобно маркизе де Мертей, и поэтому не лишена читательского сочувствия. Но и «женская добродетель» не рассматривается автором только как общественная условность, в силу чего отпадение от неё превращается в форму романтического отчуждения.
Таким образом, героиня обретает метафизическую субъектность, действуя исключительно в пределах традиционно женской (любовной) сферы.