XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Литературные вкусы С. Д. Довлатова

Ксения Кирилловна Прихотько
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-а
2019-04-17
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен установлению литературных вкусов С. Д. Довлатова на материале писем и эссе писателя, содержащих его оценки творчества различных авторов. Рассматриваются составленные Довлатовым иерархии литератур и классификации писателей. Обращается внимание на то, что Довлатов не читал ряда упоминаемых им в разговорах авторов. Предлагается восстановление круга повлиявших на Довлатова прозаиков в соответствии с его собственным разделением писателей на беспристрастных «рассказчиков» и тенденциозных «литераторов», уделяется внимание эволюции литературных взглядов автора с 1960-х по 1980-е гг.

Тезисы

Доклад посвящен установлению литературных вкусов прозаика конца ХХ в. С. Д. Довлатова. В начале творческого пути Довлатов был активным читателем канона, не стремящимся на фоне осваиваемой традиции актуализироваться. Представляется, что выяснение литературных предпочтений писателя, прослеживание их эволюции имеют принципиальное значение для представления о полном контексте его творчества.
Формирование Довлатова как писателя происходило в Ленинграде 1960-х гг. на фоне эпохи «оттепели», вернувшей в Советский Союз произведения ряда отечественных и зарубежных писателей. Обилие книг в свободном доступе, постоянные обсуждения литературных новинок в интеллигентских кругах развили критический взгляд Довлатова на литературу. Особый интерес в реконструкции довлатовских предпочтений представляет наличие сформированных прозаиком иерархий в рамках мировой литературы. В качестве материала для исследования были привлечены письма, эссе Довлатова, в которых присутствуют его оценки творчества различных писателей. При этом обращается внимание на то, что не все упоминаемые прозаиком в беседах книги были им в действительности прочитаны.
В докладе предложено восстановление круга повлиявших на Довлатова авторов в соответствии с его собственным разделением прозаиков на беспристрастных «рассказчиков» и тенденциозных «литераторов», уделяется внимание эволюции взглядов писателя.
Докладчик приходит к выводу, что прозаик конца XX в., несмотря на тенденцию к схематизации и упрощению литературного процесса, был читателем, открытым одновременно для русской классики и сочинений ОБЭРИУтов; наследия советских юмористов и экспериментов модерниста Кафки. 
Кроме того, отмечается, что параллельно с формированием литературного вкуса молодой писатель сознательно экспериментировал с различными актуальными для своей эпохи направлениями: пытался писать абсурдную литературу в духе В. В. Голявкина или В. Г. Попова; осваивал принципы петербургско-ленинградского текста «Горожан», играл с хемингуэевским приемом подтекста, ориентируясь на американского кумира.
Докладчик делает предположение, что разделение Довлатовым писателей на литераторов и рассказчиков осуществилось не без влияния современной для становящегося писателем Довлатова литературной ситуации, в которой тенденциозным певцам соцреализма были противопоставлены аполитичные представители неофициальной литературы, к которым принадлежал он сам. Ввиду отсутствия возможности выступить в печати Довлатов обратился к разработке собственного литературного вкуса, что стало гарантом его творческой свободы в условиях тотальной несвободы советского мира.