XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Элегическое начало в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Софья

Вероника Дмитриевна Павлова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2019-04-18
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Жанровую и стилевую разнородность комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» отмечали многие критики и литературоведы. В частности, В. М. Маркович определил структуру грибоедовской драмы как сосуществование «недовоплощенных» жанровых форм, в т. ч. элегии, поэмы, баллады, сатиры и оды. В докладе рассматривается функционирование в комедии одной из таких форм — элегического начала — в сфере Софьи.

Тезисы

А. С. Кушнер и В. М. Маркович указали на лирическое начало в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исследователи сопоставляли с лирическими стихотворениями и некоторые реплики Чацкого (монолог героя «Ну, вот и день прошел…» С. А. Фомичев назвал законченной элегией), и реплики Софьи («И свет и грусть. Как быстры ночи!»).
Доклад посвящен выявлению элегического начала в сфере Софьи.
Некоторые монологи Софьи были изменены Грибоедовым в процессе работы над комедией. Например, рассказ героиней своего сна в ранней редакции Музейного автографа отличается от рассказа в классическом Булгаринском списке комедии. Этот монолог в ранней редакции («В саду была…»)  Б. А. Кичикова назвала пародией на «унылую» элегию сентименталистов. В окончательной редакции слово Софьи может быть соотнесено с элегическим дискурсом («Так будто бы середь тюрьмы / И я, и друг мой новый / Грустили долго, долго мы…»), отражаться в речи других героев в заданной героиней элегической модальности (реплика «Мы в комнате, в пустой, вдвоем…» повторится позже в воспоминании Чацкого о времени и пространстве из детства: «Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!»).
В докладе сопоставляются несколько редакций комедии «Горе от ума», что позволяет проследить, как в ходе работы над текстом Грибоедов обращался к элегическому модусу в контексте всего жанрового комплекса русской литературы начала века. Цель доклада — определить, как элегическое начало функционирует в сфере Софьи, модифицируя композиционные элементы, устоявшиеся в практике русских драматургов к 1820-м гг.: реплики героев, их характеры, время комедии, ее сюжет.