XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Две редакции стихотворения «Тихая, звездная ночь»: к проблеме «основного текста» поэтических произведений А. А. Фета

Мария Сергеевна Кабанова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 215-а
2019-04-17
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Объектом исследования данной работы является правка И. С. Тургеневым сборника А. А. Фета 1856 г. На примере сопоставления  двух вариантов одного стихотворения, перепечатанного в издании 1856 г. из сборника 1850 г. с внесением значительных изменений, будет дана попытка показать, что правку Тургенева, вопреки мнению некоторых исследователей, не стоит считать «неправомерной», и, наоборот, что можно говорить о большой скрупулезности и чуткости Тургенева, а также о глубинном понимании редактором художественных особенностей поэта.

Тезисы

И. С. Тургенев широко известен не только как писатель, но и как редактор. Он совершал правку стихотворений многих поэтов, например, Ф. И. Тютчева или К. К. Случевского, в их числе был и А. А. Фет. Тургенев, став инициатором выхода сборника стихотворений Фета 1856 г., подверг его серьезной корректуре. В сборнике было перепечатано 95 стихотворений из предыдущего издания 1850 г., почти 70 из них были изменены после правки Тургенева. Большая часть правок отмечена в Полном собрании сочинений Фета в 20 томах в 1 томе. Попытки описания этой правки в основном заключаются в анализе отдельных стихотворений. При этом исследователи делали установку на «несогласии» в художественных установках двух литераторов, а из этого — о «неправомерности» тургеневской правки, в основе которой видели «вмешательство художественной идеологии кружка «Современник» в художественную практику гениального поэта» (см. Стихотворения и поэмы 1839—1863 гг. из Собрания сочинений и писем А. Фета). Одним из аргументов в защиту этой идеи было осуждение Фетом своих редакторов и неприятие им этой спустя много лет правки (см. А. Фет, Мои воспоминания, 1890 г.).
Нашей задачей представляется рассмотреть этот феномен с точки зрения того, что Тургенев глубоко понимал поэтику Фета и подходил к своей задаче очень тонко и комплексно, осуществляя правку на всех уровнях, от пунктуационного до смыслового, сохраняя авторский стиль и творческую специфику. В качестве иллюстрации этого тезиса будет разобрано стихотворение «Тихая, звездная ночь…», вошедшее в сборник 1856 г., где присутствует несколько типов правки.