XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Последнее превращение: Франц Кафка в польском анимационном кино (на материале короткометражного фильма Петра Думалы «Franz Kafka»)

Яна Евгеньевна Белых
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 4-у
2019-04-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается короткометражный анимационный фильм П. Думалы, созданный по мотивам «Дневников» Франца Кафки, как образец современной польской анимации, а также как воплощение основных методов психологического повествования режиссёра. Посредством анализа кинотекста были найдены соответствия между системой визуальных образов, фигурирующих в знаковых произведениях Ф. Кафки, и центральными героями анимационного фильма, между характерным для Ф. Кафки литературным повествованием, объединяющим реальное и ирреальное, с логикой сна как главным приёмом выражения в анимации П. Думалы.

Тезисы

Короткометражный анимационный фильм П. Думалы (род. 1956, Dumała) «Franz Kafka», выпущенный в 1991 г., представляет собой психологический портрет Франца Кафки (1883—1924, Kafka), снятый по мотивам «Дневников» («Tagebücher», 1910—1923) писателя. Франц Кафка на протяжении многих лет представляет особый интерес для писателей и исследователей, а также для режиссёров игрового и анимационного кино как трагическая фигура писателя XX в.
Актуальность данной темы объясняется тем, что творчество П. Думалы является почти незатронутой областью в русскоязычной научной среде изучения польской культуры и анимации в частности, тогда как в Польше, напротив, сформировано особое представление о месте П. Думалы в общенациональном культурном пространстве. С одной стороны, он использует наследие художественной традиции анимации Польши, разработанное Яном Леницей (Lenica, 1928—2001) и Валерианом Боровчиком (Borowczyk, 1923—2006), выдающимися художниками-графиками и режиссёрами-аниматорами, а с другой, применяет новую технику анимации — гравюры на гипсовых пластинах, ставшую его характерным приёмом.
С середины 1960-х гг. обращение к темам сна и галлюцинаций получает широкое распространение в мировой культуре, во многом благодаря основным творческим техникам сюрреалистов, и со временем развитие этих техник в кинематографе и анимации помогало режиссёрам создать такое кинопространство, которое нельзя однозначно разделить на реальность и сновидение, так как на образном уровне происходит их взаимопроникновение.
Посредством анализа созданного художником-аниматором визуального пространства возможно установить характерные для П. Думалы приёмы и средства, помогающие анимационному кино достигать предельной степени выразительности и психологичности. Так, например, режиссёр применяет быструю смену кадров, большое количество планов и использует трёхмерные изображения, добиваясь тем самым почти фотографической перспективы. Таким образом, анализ кинотекста помогает определить, что работы режиссёра объединяет обращение к логике сна, эксплуатация внутреннего мира героя, его собственных обсессий, страхов и переживаний, а также установить основные компоненты анимационной эстетики П. Думалы.