XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Рассказ об одном романе» М. Горького. Быть или не быть событию?

Алина Валерьевна Бакаева
Докладчик
магистрант 2 курса
Росийский государственный гуманитарный университет

ауд. 188
2019-04-18
19:20 - 19:40

Ключевые слова, аннотация

Представляется, что современное литературоведение на протяжении многих лет отказывает произведениям М. Горького в художественной значимости. Цель настоящего исследования — на примере нарративного анализа «Рассказа об одном романе» показать возможный исследовательский потенциал и представить «нового Горького» послереволюционного периода. Категорией, отвечающей цели и задаче работы, была выбрана категория события. К рассмотрению предложено следующее: какими характеристиками обладает событие и как влияет на рецептивную сторону процесса чтения.




Тезисы

Опубликованный в 1924 г. «Рассказ об одном романе» М. Горького несколько выделяется на фоне своих предшественников с точки зрения сюжетно-повествовательных форм. Сюжет рассказа при этом не отличается особой новизной. Повествование выстроено таким образом, чтобы каждый нарративный компонент его должен быть узнан читателем.
С помощью маркеров типа «конечно», «разумеется», «всегда» и т. д. акцентируется внимание на использовании наиболее известных и «заезженных» сюжетных ходов, действий персонажей или элементов описаний. Следовательно, мы можем говорить о нарочитом обнажении сюжета, которое мотивировано разве что игрой с читателем. 
Строго говоря, в «Рассказе об одном романе» нет события как такового, если подразумевать под событием существенное изменение в рамках данного фиктивного мира. Событие встречи двух героев из разных пространств (рассказа и романа) сложно назвать релевантным, поскольку никто из них не верит в принадлежность другого к иному миру. Не отвечает оно и требованию консекутивности, ведь никаких качественных изменений не происходит с героями после встречи и последующего расставания — даже уход героини от мужа мотивирован моделью поведения женщин ее типа, а не произошедшим.
Событийная основа «Рассказа об одном романе» может быть описана следующим образом: посредством вербализации наррации и экспликации ложно-положительного идеального читателя активируется рецептивный аспект со стороны настоящего читателя, чьи оценка и восприятие должны стать настоящим событием рассказа (воспринять все произошедшее как выдумку или шутку, что делает героиня, или поддаться соблазну и отнестись ко всему происходящему как к реальному).
Искушенный читатель Горького наслаждается исключительно «формированием стройности прочтения», стройность которого заключается в кропотливой работе над созданием иллюзорности абсолютно верного направления читательского ожидания. Но именно в этом состоит и причина читательской разочарованности, потому что «передозировка иллюзии ведет к банальности». Попросту говоря, читатель не может поверить в то, что все произошло именно так, как подразумевалось всеми оговоренными заготовками.
Ироничная направленность «Рассказа» на массового читателя удовлетворяет все его ожидания и заставляет понять, что этим нельзя удовлетвориться.