XLVIII Международная филологическая научная конференция

Теория концептуальной интеграции как механизм концептуализации жизни

Владимир Яковлевич Маркиев
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

1000
2019-03-23
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Когнитивная лингвистика, концепт, концептуальная интеграция, концептуальный блендинг, М. Тёрнер, Ж. Фоконье, концептуализация, жизнь, life.

Тезисы

В рамках теории концептуальной интеграции Тёрнера-Фоконье автором работы выделяются характеристики концепта LIFE, затем рассматривается процесс концептуальной интеграции на примерах из Corpus of Contemporary American English. Рассматривается образование нового концепта через четыре ментальных пространства. Вместо двухдоменной (сфера-источник и сфера-мишень) М. Тёрнер и Ж. Фоконье предложили альтернативную модель метафоры — модель нескольких пространств (many-space model). М. Тёрнер и Ж. Фоконье вводят в исследование когнитивной метафоры два промежуточных пространства (middle spaces).
Таким образом, в данной работе рассматривается концептуализация жизни через четыре ментальных пространства: два исходных пространства (source-input space, target-input space), родовое пространство (generic space) и смешанное пространство или бленд (blended space or blend).
На примере автор рассматривает концептуальную интеграцию, в частности, понятия цирк с понятием жизнь: Their life's a circus.
Выделяя характеристики двух понятий, автор приходит к выводу о том, что н
а первый взгляд, если сравнить характеристики понятий «цирк» и «жизнь», некоторые из характеристик антонимичны, и кажется, что у них нет ничего общего. Тем не менее, в теории концептуальной интеграции вопрос противопоставленности антонимов не является проблемой. В теории ментальных пространств объекты, различные в исходном пространстве, оказываются тождественными в бленде. Жизнь и цирк интегрируются в один процесс, при проецировании противоречия пространств объединяются в общие характеристики нового процесса.
Также в рамках теории концептуальной интеграции автор рассматривает способ образования нового концепта «ЖИЗНЬ-ТОПЛИВО».