XLVIII Международная филологическая научная конференция

Речевые акты говорящего и слушающего в русской устной повседневной речи (на материале употреблений слова нет)

Лили Цуй
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2019-03-21
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Русская повседневная устная речь, стимул-реакция, речевой акт говорящего, речевой акт слушающего, звуковой корпус.

Тезисы

Доклад посвящен описанию речевых актов (РА), реализованных в русской речи с помощью слова нет. Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического описания всех РА, которые реализуются с помощью данного слова в повседневном общении. Анализ корпуса ОРД позволил выявить все варианты речевых актов говорящего (РАГ, акт-стимул: вопрос, утверждение, приказ, просьба, приглашение, предположение, совет или отсутствие внешнего стимула) и речевых актов слушающего (иногда — самого говорящего) (РАС, акт-реакция: репрезентатив/констатив, вопрос, переспрос, согласие, несогласие, отказ, повтор и некот. др., а также отсутствие реакции на РАГ). Конкретным материалом для исследования стал пользовательский подкорпус, включающий 702 контекста из речи 24-х информантов ОРД. В ходе анализа были выявлены и квалифицированы все типы отношений между РАГ и РАС, что является новым в теории РА, ср.:
слушай / я засыпаю // # не засыпай // *П а то храпеть начнешь / клиенты разбегутся / которых нет (отсутствие внешнего стимула — репрезентатив/констатив);
смотри(?) вечером // # м (:) // *П ну что-с ? нету аванса ?
(отсутствие внешнего стимула — вопрос);
есть сигарета ? *П # нету (вопрос — репрезентатив/констатив);
тебе не холодно дружок ? # нет конечно (вопрос — согласие);
мы вынесем его на балкон и там сфотографируем ? да? там *Н // # на балконе нет / на балконе там всякие вещи будут мешаться (вопрос — несогласие);
у тебя сигареты не будет ?*П # нет *П нигде (просьба — отказ).
Видно, что слово нет в устной речи может не только служить способом выражения негативной реакции, но и использоваться для выражения других типов РА. Результаты исследования могут быть полезны для совершенствования общей теории речевых актов и лингвистического анализа реальной речевой коммуникации.