XLVIII Международная филологическая научная конференция

Символ как объект лингвокульторологического исследования

Елена Владимировна Сачкова
Докладчик
доцент
Российский Университет Транспорта

215-А
2019-03-21
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Символ, метафора, коннотация, лингвокультурология, лексическая номинация.

Тезисы

Одной из актуальных проблем лингвистики является национально-культурная специфика лексических номинаций. Одним из примеров такой номинации является символ. В лингвистике традиционно символ рассматривается с двух позиций: 1) как философская категория, как разновидность знака с особым значением; 2) как один из тропов языка, близкий по своим характеристикам к метафоре и аллегории. В нашем исследовании мы рассматриваем символ как явление лингвокультурологического порядка, совмещающее в своем значении как чисто лингвистические факторы: метафоричность или метонимичность значения, так и влияние экстралингвистических факторов, формирующих дополнительные коннотативные значения. Главным экстралингвистическим фактором формирования семантики символа является лингвокультурологический аспект, определяющий сложность  и многоуровневость коннотативной  структуры. Попадая в макроконтекст произведения, символ помогает автору создать некую языковую реальность, параллельный мир, расшифровать который предстоит читателю. Разные типы символов обладают различной частотностью употребления, что определяется как жанром самого произведения, так и идеостилем автора. При этом символ сохраняет свою главную особенность — единство значения, как на личностном уровне для автора, так и на национальном уровне для носителей языка, объединенных общей культурой и историей. Основную трудность представляет интерпретация значения символа. Успех интерпретации в первую очередь определяется фоновыми знаниями интерпретирующего. Немалую роль при этом играет наличие общих фоновых знаний, примерно в одинаковом объеме, у автора произведения и интерпретирующего. Необходимо отметить, что при создании языковой реальности произведения автор может использовать как символы личностного плана, имеющие значения только для самого автора или узкого сообщества, принадлежность к которому автор подчеркивает использованием таких символов (например: поэзия символистов), так и символы с широким значением национального и даже общечеловеческого уровня, если произведение адресовано широкой аудитории.