XLVIII Международная филологическая научная конференция

Куда вепсы «париться» ходили? (по данным ЛАВЯ и ВепКар)

Нина Григорьевна Зайцева
Докладчик
заведующий отделом
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

199
2019-03-18
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Вепсский язык, лингвистическая география, этимология, корпусная лингвистика.

Тезисы

  1. Территория вепсского расселения — Межозерье — оказалась зоной, которая была разделена двумя гигиеническими традициями — банной и печной. Этнологи полагают, что более цивилизованный гигиенический путь — бани — в жизни и культуре вепсов появились довольно поздно, проникнув «от окружающего южнокарельского и севернорусского населения, имеющего развитую банную культуру».
  2. История же вепсского термина külbet‘баня’, единого для всех вепсских диалектов, с закрепленными традицией бытования фонетическими сдвигами, противоречит представлениям о позднем появлении понятия ‘баня’ в вепсской среде. По свидетельству языкового материала «Лингвистического атласа вепсского языка» (ЛАВЯ), отраженного и в электронном корпусе ВепКар, термин для именования бани у вепсов один. Все изменения слова külbet, свойственные для говоров вепсского языка и отразившиеся в его фонетическом облике, его семантика, ареал функционирования свидетельствуют в пользу вхождения данной лексемы в правепсский лексический фонд. Что касается происхождения вепсской лексемы külbet, то можно предположить, что она является сложным словом, которое могло иметь вид *külb(end)/pert — также букв. ‘банный дом’, в котором первый элемент восходит к исконной прибалтийско-финской глагольной основе kylpe- (вепс. kylpt’ä) ‘мыться в бане, париться’ [SSA 2001: 462]. Вторая часть предполагаемого вепсского сложного -pert является древним праприбалтийско-финским заимствованием из древнерусского языка лексемы pert’, perti, главным значением которой было также ‘баня’.
  3. Отметим, что и название характерного атрибута банной культуры küuduk~kivdukкаменка, печь в бане’, а также лексема vastoidas (< vast ‘веник’) ‘париться, т. е. находиться в бане, обдавая тело теплом, где факт парения связан не с паром, как в русском языке, а с веником, также представлены во всех диалектах вепсского языка, дополняя «банную» тематику.
  4. Данный языковой контекст предполагает и исконный, возникший в правепсское время, характер самого явления — мытья в банях с каменками — в вепсской среде. Невозможно представить ситуацию, при которой именование (külbet) могло бы возникнуть впрок, раньше самого понятия.