XLVIII Международная филологическая научная конференция

Об опыте работы с немецкой аудиокнигой

Елена Сергеевна Чаленко
Докладчик
доцент
Воронежский государственный университет

416
2019-03-27
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Немецкий язык, политология, звучащая речь, аудиокнига, дидактика, методика.

Тезисы

Целевая группа, которой мы предлагаем рассматриваемый в докладе метод, — студенты факультета международных отношений, изучающие немецкий как второй иностранный язык. По окончании курса учащиеся должны владеть немецким языком на уровне В1. Однако не все языковые навыки оказываются развиты до указанного уровня, в частности, говорение и понимание устной речи. Оба навыка являются сторонами одной и той же медали и зависят друг от друга. Однако в паре слушание-говорение первый навык, на наш взгляд, играет приоритетную роль, поскольку естественный путь освоения любого языка, в том числе и родного, начинается с восприятия звучащей речи. Поставив перед собой задачу совершенствования этих двух трудно усваиваемых навыка, мы разработали учебное пособие «Europa. In einfacher Sprache», с которым  начинаем работать в 3 семестре. В его основе лежит предлагаемая немецкими дидактиками аудиокнига «Europa. Ein Heft über: Die Europäische Union», рассказывающая о структуре, задачах и проблемах Евросоюза. Предлагаемый нами учебный комплекс состоит из трех частей. Первая часть — серия аудиотреков, вторая часть — сборник упражнений на понимание прослушанного и развитие говорения, третья часть — сборник текстов, которые были озвучены в первой части. Мы осмысленно предлагаем такую последовательность, где письменный текст стоял бы на последнем месте после прослушивания и говорения. Аудиозаписи и сборник текстов к ним с лицензионного разрешения составителей были взяты нами с сайта bpb.de. Наша авторская работа — это сборник упражнений. Язык аудиозаписей и текстов можно определить как специальный (политология), но простой. Диктор читает текст медленно, с большими паузами. Тексты адаптированы немецкими дидактиками, содержат необходимый минимум политологических терминов (Vereinigung, Richtlinien, Verordnungen, Flüchtlinge, Mitglieder, Solidarität и подобные). Они воспринимаются учащимися первоначально на слух и со слуха должны быть записаны. В сборнике упражнений есть соответствующие задания, которые, как правило, предлагаются вначале и предваряют все остальные. Контроль правильности написания транскрипта — одна из задач сборника текстов аудиозаписей. Прослушивание специального текста на ИЯ (хоть и простого) — напряженная физиологическая и мыслительная работа, и, следовательно, результат должен быть эффективнее, чем при чтении. Учитывая вероятность полного непонимания звучащего текста, мы составили упражнения к аудиотрекам таким образом, что за транскриптом, в котором могут быть орфографические ошибки, следуют упражнения, позволяющие их исправить. Простота языкового изложения привлекает и с точки зрения развития мыслительной деятельности, что дает основание надеяться на более прочное усвоение языкового материала  и знаний в сфере профессии.