XLVIII Международная филологическая научная конференция

Актуальное понятие в структуре обучения грамматически корректной речи

Галина Михайловна Крюкова
Докладчик
доцент
Иркутский национальный исследовательский технический университет

Кинозал
2019-03-20
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

Понятие, дискурс, словосочетание, рука, текст, таблица, образ.

Тезисы

Сохранение в современной коммуникации и художественных текстах (ХТ) ХIХ–ХХI вв. высокой частотности понятия «верхняя конечность» позволяет использовать его в качестве опоры в процессе формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков и речевых умений, актуальных для описания физических и эстетических параметров руки, ее фрагментов и форм (локоть, запястье, палец, перст, ноготь, кулак и т. д.), выявления специфики гендерного и статусного поведения персонажа, своеобразия исполнения им требований этикета, этно- и национально-культурных традиций, профессиональных жестов и привычек. Опора на понятие, включенное ХТ, требует от читателя  владения стилистическим потенциалом слова и его сочетаемостных возможностей. Работа с постраничной таблицей, содержащей варианты представления в связном тексте понятия «верхняя конечность», ориентирует обучаемого на поиск именных и глагольных словосочетаний, отражающих состояние объекта, что позволяет уточнить особенности внешности, характера и поведения персонажа.  Сопоставление словосочетаний, выявленных в структуре предложения, служит основой для определения как динамики отношений в социуме, так и изменений в поведении персонажа. Морфологическое ранжирование однокоренных слов, используемых в тексте для реализации понятия «верхняя конечность и ее части», способствует уточнению их категориального значения и функциональной специфики в качестве члена предложения. Внимание к специфике функционирования понятия в масс-медиа и ХТ, авторы которых намеренно нарушают сочетаемостные возможности слов в структуре предложения, обеспечивает мотивационную основу работы над фразеологизмами. Таблицы — основа анализа дискурсов из разных эпох и лингвокультур, способствующая выявлению традиционных приемов формирования образа.