XLVIII Международная филологическая научная конференция

Вариации колебаний, или как познать двойника

Irina Владимировна Golovacheva
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Михаил Евгеньевич Журавлев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2019-03-23
15:25 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Когнитивное литературоведение, двойственность, двойничество.

Тезисы

В докладе анализируются способы репрезентации доппельгангеров в двух знаменитых американских двойнических рассказах — «Уильяме Уилсоне» («William Wilson», 1839) Э. А. По и «Веселом уголке» («The Jolly Corner», 1908) Г. Джеймса — которые, как правило, причисляются к готическому жанру (Gothic Horror). Двойнические тексты сочетают в себе топосы, обозначенные Цветаном Тодоровым как «тема Я» и «тема Другого». Новая интерпретация двух классических рассказов покажет, что двусмысленность как прием представлена по-разному и зависит от конкретной смысловой и художественной прагматики. В обоих текстах использован нарративный прием «ненадежный рассказчик», однако корни этой «ненадежности» различаются. На первый взгляд, может показаться, что рассказ Джеймса принадлежит к жанру, обозначенному во «Введении в фантастическую литературу» Тодорова как «фантастическое в чистом виде» (pure fantastic). Однако, несомненно, данный текст допускает и даже подталкивает к аллегорическому прочтению «двусмысленной странности», что, согласно тодоровской теории, выводит его за пределы этого жанра. Двойник Уилсона в рассказе По также взывает к его прочтению как явления, искажающего естественный порядок вещей. Однако не/возможная фигура второго Уилсона порой представлена в качестве реального действующего лица, чье появление подтверждается реакцией второстепенных персонажей. Колебания читательского восприятия усложняются финальной, очевидно аллегорической сценой. Именно аллегоричность химерического персонажа По в сочетании с проблематичным онтологическим статусом этого героя ставит перед нами целый ряд когнитивных препятствий. Мы предложим выходы из данного тупика с позиций нескольких когнитивных теорий.